Промзона комфорта

Какое будущее ждет бывшую территорию ЗиЛ

На территории бывшего завода ЗиЛ появится «город внутри города», заявил Сергей Собянин. 10 мая мэр Москвы посетил строительство района «ЗилАрт». Он заявил, что новые дома в бывшей промзоне вместят 77 тыс. жильцов, а дополнительные объекты инфраструктуры дадут городу 66 тыс. рабочих мест. Будет ли новый район привлекателен для москвичей? Разбирался Алексей Соколов.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Застройка промзоны бывшего автозавода ЗиЛ — проект, конечно, с размахом: жилые дома, технопарк, офисы, культурные центры, парк, набережная, станции метро и МЦК в доступности — и все это относительно недалеко от центра города.

Столь масштабная стройка обычно подразумевает ряд проблем — в первую очередь, транспортных. Разумеется, скептически настроенных москвичей можно понять. На территорию ЗиЛа традиционно был фактически один крупный въезд, а в заявлениях мэра фигурируют сразу 77 тыс. жильцов и 66 тыс. рабочих мест, и довольно очевидно, что далеко не все купившие квартиры в «ЗилАрт» там же и будут работать.

Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская сомневается, что территория сможет обеспечить работой стольких горожан: «Сомнительно это соотношение 70 тыс. жителей плюс 66 тыс. рабочих мест — даже в развитых странах такой пропорции на территории нет. Там планируется художественная галерея, офисные здания, небольшой производственный цех. Этого недостаточно, чтобы создать 66 тыс. рабочих мест. В лучшем случае 30% жителей будут работать в этом месте, и очень хорошее сочетание и соотношение, когда 30% жителей работают там, где живут».

А вот с транспортной доступностью дела обстоят лучше: по проекту запланировано строительство новых мостов — двух автомобильных и трех пешеходных. Кроме того, наличие станции МЦК «ЗиЛ» и станции метро «Технопарк» свяжут, казалось бы, обособленный район со всем остальным городом, считает руководитель проектов Высшей школы урбанистики Глеб Витков. «Для понимания масштаба явления: вся территория города Венеция умещается ровно на территории завода ЗиЛ. В кои-то веки действительно транспортная инфраструктура появляется синхронно, а то и опережая развитие. К моменту завершения проекта будет, в принципе, по-другому выглядеть привычный рисунок групп магистралей и основных улиц. И, конечно, развивается не одна эта территория, развиваются все остальные. Поэтому есть свидетельство того, что городские ядра активности перераспределяются в пространстве», — рассуждает эксперт.

Застройщики позиционируют проект как нечто среднее между спальным, офисным и развлекательным районом. Так, на территории «ЗилАрт» разместится музейный центр «Эрмитаж Москва» — филиал петербургского Эрмитажа, а по берегу Москвы-реки пройдет набережная — пиарщики проекта сравнивают ее с набережными Орсе в Париже или Круазет в Каннах.

Позиционирование «ЗилАрт» все еще до конца не определено, полагает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев: «Близость набережной — это такая романтическая зона привлекательности, но в целом в Москве набережная — это сырость и холод. И мне кажется, что и «ЗилАрт» сегодня — это такая молодежная, скорее, тема, поднятая пока на достаточно большой закачке денег в бренд. Все очень сильно будет зависеть от того, что на самом деле будет происходить со всей территорией. Она в итоге сможет обрести статус жилой зоны городской или так и останется такой полосой отчуждения».

Стоимость жилья в «ЗилАрт» начинается от 8 млн рублей за однокомнатную квартиру, а четырехкомнатная с видом на Москву-реку стоит минимум 24 млн рублей. Дороже всего обойдется пятикомнатная квартира — от 71 млн рублей.

Первые четыре корпуса планируется завершить до конца этого года, тогда же предполагается закончить строительство центральной магистрали. Весь проект должен быть завершен к 2024 году.

Вся лента