"Сейчас российский рынок менее интересен"
Управляющий директор Pitango Venture Capital Хеми Перес о венчурных инвестициях
Блицинтервью
Венчурные инвестиции в стартапы Кремниевой долины в 2016 году снизились на 28%, до $24,9 млрд, свидетельствуют расчеты PwC и CB Insights MoneyTree. О причинах падения рынка "Ъ" рассказал сооснователь и управляющий партнер израильского фонда Pitango Venture Capital, контролирующего активы более чем на $1,8 млрд, сын экс-президента Израиля Шимона Переса Хеми Перес.
— Снижение инвестиций в стартапы — это аномалия или новый порядок?
— Думаю, это коррекция. Существенный объем средств, полученный стартапами, ушел в рост, в проекты на стадии развития. Компании получили серьезное финансирование по высоким оценкам и столкнулись с тем, что выход на биржу становится очень сложной задачей. Поэтому желающих инвестировать в компании на поздних стадиях роста по неоправданным оценкам стало меньше. Думаю, что это временно. Да, иногда бывает несовпадение между спросом и реальными возможностями, которое вызывает то, что мы видим в Кремниевой долине.
— Какова динамика взаимодействия между Россией и Израилем в венчурной индустрии?
— Как вы знаете, миллион человек из России приехал жить в Израиль в 1990-х. И многие из них были высокообразованными инженерами, математиками, физиками. Они существенно поддержали рост израильской технологической экосистемы за эти годы. Я думал, что часть этих людей станет предпринимателями и построит продукты и сервисы для российского рынка. К сожалению, мы имеем очень и очень мало примеров такого рода. Основной фокус по всему миру и особенно в Израиле — на рынках США и Китая. Сейчас российский рынок менее интересен для многих компаний. Я надеюсь, в будущем ситуация изменится. В России есть немного интересных областей, которые несут возможности. Например, рынок перевозок. В Москве огромное количество людей, которым нужно добраться из дома на работу. Компании, такие как Gett (основана в Израиле.— "Ъ"), создали решение для Москвы, другие игроки выходят на этот рынок. Но помимо этого я не вижу достаточного количества возможностей на этот момент.
— На мировой рынок активно выходят российские компании, работающие в области информбезопасности, пытаясь продвигать себя как специалистов по российским хакерам. Вы считаете это удачной тактикой?
— Если вы строите компанию с идеей "Мы знаем, как взломать, поэтому мы можем защитить от хакерской атаки", то в этом больше смысла, чем если бы вы сказали: "Мы россияне, поэтому мы вас защитим от россиян". Кибербезопасность не имеет флагов, национальностей, она виртуальная. Я бы скорее сфокусировался на возможности защитить компании, чем на понимании того, как происходят атаки. Ключевая заявка на то, чтобы продвинуть ваши возможности,— это ваша клиентура, а не то, что вы россиянин.
— Насколько активен российский капитал на израильском рынке?
— Есть много глобальных инвесторов, которые также вкладывают в Израиль. Многие из них считаются бывшими россиянами или связанными с Россией, как Лен Блаватник, Роман Абрамович, Юрий Мильнер и другие. Это весьма искушенные, очень хорошие инвесторы. Они вкладывают в компании на поздних стадиях, во многих случаях в лучшие интернет-компании, и делают это очень хорошо. По части инвестиций в израильские технологии мы действительно видим большое участие так называемых бывших российских инвесторов и всех российских инвесторов. Они ищут технологические инновации.
— В портфеле Pitango есть американский геолокационный сервис Foursquare, который рассматривается на рынке как один из кандидатов на IPO следом за Snapchat. Вы видите такую возможность?
— Все компании, в которые мы инвестировали через Growth Fund, потенциально могут стать публичными. Будет ли Foursquare проводить публичное размещение, я не знаю, разумеется, это вопрос на перспективу. Это не то, что может случиться в самом ближайшем будущем.