«Рассчитывать на развитие гражданского общества не приходится»
Дело «ловца покемонов» завершилось условным приговором. Блогер Руслан Соколовский получил 3,5 года условно по статье «оскорбление чувств верующих». Представитель РПЦ заявил, что ситуацию не следует рассматривать как конфликт церкви и конкретного человека. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что власть не может найти подход к нестандартной молодежи.
Все началось в прошлом году с сюжета в эфире государственного канала «Россия 24». С экрана телевизора граждан предупредили, что страсть к ловле покемонов — мобильной игре, — может закончиться весьма плачевно: те, кто захотят половить монстров в чужой квартире или на избирательном участке, рискуют получить наказание в виде больших штрафов или исполнительных работ, а желающие поохотиться за виртуальным существом в храме или же в погоне за ним попытаются пересечь государственную границу, имеют большие шансы на реальные сроки — на этот счет существуют соответствующие статьи Уголовного кодекса. Одна из них известна своей неоднозначностью – «Оскорбление чувств верующих».
Получилось так, что екатеринбургский блогер Руслан Соколовский решил протестировать систему, по-своему бросить ей вызов: посмотрел ролик, пошел в храм, беспрепятственно половил покемона, вышел и разместил об этом видеоотчет, в котором, в частности, переозвучил церковный хор с помощью нецензурной лексики. Об этом узнали, и возникло очередное действо под названием «Процесс над ловцом покемонов в храме». Дело кончилось условным приговором, что посчитали хорошим исходом для подсудимого, даже неким либерализмом со стороны государства.
Как всегда, возникла дискуссия. Условные либералы говорят о притеснении инакомыслия и, в частности, прав атеистов. Условные патриоты — о том, что еще хорошо отделался, надо было давать реальный срок, ведь он ненавидит православие.
Действительно, то, что он сделал, нельзя назвать верхом проявления свободы слова. Факт оскорбления налицо. С другой стороны, нужно ли за это сажать и тем самым делать из него героя новостей, сакральную жертву — большой вопрос. Не говоря уж о сложных отношениях продвинутой молодежи и православной церкви — здесь пропасть может еще больше увеличиться.
Главная проблема здесь в том, что государство не знает, как реагировать на подобные случаи, кроме как с помощью силового сценария и запретительных статей, который носят порой абсурдный характер. Система видит угрозу для себя и действует по принципу: накажем, чтобы другим неповадно было.
Но проблема при этом не решается, вылезает где-то в другом месте. Не всегда ведь нужно сажать, в каком-то случае выгоднее приручить. А как это сделать, наверху, видимо, не очень понимают. Здесь нужна креативная идея, а с этим пока не очень. При таком положении дел рассчитывать на развитие гражданского общества не приходится.