Следствие разобралось с назначением в Росрыболовстве
В покушении на мошенничество обвиняются американец и трое россиян
Как стало известно „Ъ“, ГСУ СКР по Москве завершило расследование уголовного дела о мошенничестве, связанном с попыткой продажи за $7 млн должности руководителя аукционного дома при Росрыболовстве. По делу проходят четыре человека, а основными фигурантами являются гражданин США Джордж Хагер и бывший журналист и политтехнолог, ныне частный советник-консультант по вопросам антикризисного управления Евгений Дегтяренко. Эта история привела к отставке советника главы Росрыболовства Юрия Хохлова, который, как уверяли махинаторы, якобы должен был посодействовать назначению на должность главы аукционного дома нужного человека.
Это уголовное дело было возбуждено ГСУ СКР по Москве весной 2016 года по ч. 3 ст. 30 и ч. 4. ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере). Сейчас расследование завершено, с его материалами знакомятся четверо обвиняемых и их адвокаты.
История, которая легла в основу уголовного дела, началась в конце 2015 года. В то время в Федеральном агентстве по рыболовству прорабатывался вопрос о создании собственного аукционного дома для продажи квот на вылов рыбных ресурсов на Дальнем Востоке. По версии следствия, инициатива поставить во главе аукционного дома человека, способного хорошо за эту должность заплатить, принадлежала Фанилю Сабирьянову, некогда работавшему в Башкирии заместителем главы Туймазинского района по промышленности, транспорту и связи, а затем успевшему поучаствовать в телепрограмме «Экстрасенсы ведут расследование» (один из сюжетов передачи был посвящен покушению на Фаниля Сабирьянова, совершенному в 2005 году). Как следует из материалов уголовного дела, к своему замыслу неплохо заработать Фаниль Сабирьянов подключил знакомых — гражданина США с белорусскими корнями Джорджа Хагера (ранее он был Георгием Коробочкиным) и бывшего главного инженера грозненского строительно-монтажного управления Минкаила Умаева. Позже к ним присоединился выпускник журфака МГУ и американского Джорджтаунского университета Евгений Дегтяренко, которого хорошо знал американец Джордж Хагер. Евгений Дегтяренко, некогда поработавший в ряде центральных газет и Гостелерадио, с середины 1990-х профессионально занимался политическими технологиями на федеральных и региональных выборах, а с начала 2000-х — частной практикой консультанта-советника по вопросам антикризисного управления, а также международным консалтингом. Как считает следствие, он был втянут в аферу якобы из-за имевшихся у него хороших связей в Росрыболовстве.
Кандидата на высокопоставленную должность, некоего А. К. Бурцева, по версии следствия, подыскал Минкаил Умаев. Все переговоры с господином Бурцевым, с которого за должность потребовали $7 млн, проходили в кафе Niokki на Новом Арбате. Столь высокую цену переговорщики объясняли тем, что львиная доля этой суммы якобы предназначалась для чиновников за окончательное решение. В частности, фигуранты ссылались на знакомство с советником главы Росрыболовства Юрием Хохловым. Господин Бурцев сделал вид, что согласен заплатить за должность, но заявил, что деньги будет передавать траншами за конкретные шаги в его пользу. Одновременно он обратился с заявлением в ФСБ.
Первым 24 мая 2016 года чекисты задержали Джорджа Хагера на Никитском бульваре в автомобиле Nissan Pathfinder, где господин Бурцев передал ему $300 тыс., помеченных спецсоставом. Вслед за американцем были задержаны Фаниль Сабирьянов и Минкаил Умаев. Спустя полгода задержали и Евгения Дегтяренко.
Отметим, что в ходе расследования был организован оперативный эксперимент, в ходе которого Фаниль Сабирьянов и Минкаил Умаев должны были передать господину Хохлову бумажную куклу, имитирующую $3 млн. Однако эксперимент не удался: советник деньги брать не стал, а впоследствии заявил, что против него была организована провокация. Несмотря на то что доказать причастность советника Хохлова к коррупционной схеме сотрудникам ФСБ не удалось, из Росрыболовства он все же уволился.
На финальной стадии следствия потерпевший Бурцев заявил к обвиняемым гражданский иск на 1 млн руб. в качестве компенсации морального ущерба. В качестве обеспечительной меры было арестовано имущество только одного фигуранта — автомобиль Евгения Дегтяренко. Однако его защите, дошедшей с жалобами до президиума Мосгорсуда, удалось снять этот арест. По словам адвоката Евгения Дегтяренко Руслана Голенкова, его подзащитный постоянно давал следствию развернутые показания, «из которых следует, что по крайней мере он к этой афере не имеет отношения».