"Прочь" живых мертвецов
В прокате злободневный политический хоррор Джордана Пила
Премьера кино
На экраны выходит фильм ужасов "Прочь" (Get Out), ставший сенсацией американского проката. Юлия Шагельман считает, что режиссеру-дебютанту Джордану Пилу под видом жанрового кино удалось снять злободневную политическую сатиру.
Крис (Дэниел Калуя) — симпатичный, порядочный парень, мечта родителей любой девушки. Он работает фотографом и даже имеет скромный успех, живет в стильной квартире с милой собачкой, прилично одевается, говорит на литературном английском, без сленга и гетто-штучек. Однако бьют, как известно, не по паспорту, а по морде, поэтому, отправляясь знакомиться с родителями своей белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс), Крис волнуется, как они воспримут то, что он черный. Роуз успокаивает — родители не из "таких", и вообще, папа еще достанет разговорами, как бы он проголосовал за Обаму в третий раз.
Папа-нейрохирург (Брэдли Уитфорд) и мама-гипнотерапевт (Кэтрин Кинер) встречают Криса со всей сердечностью, и если их что и беспокоит, так это его курение, а не цвет кожи. Отец семейства действительно при первой же возможности поминает Обаму и всячески подчеркивает свой интерес к культурному многообразию.
Однако не зря же это фильм ужасов, а не драма про сложности межрасовых взаимоотношений и не комедия вроде "Знакомства с родителями" — хотя шутят тут как раз много. За юмористическую линию в основном отвечает друг Криса (Лил Рел), служащий в транспортной полиции и пересказывающий ему по телефону городские страшилки о том, как белые похищают черных и превращают их в секс-рабов.
В такую ерунду Крис, конечно, не верит, но, несмотря на местами даже чрезмерное дружелюбие родителей Роуз, его не оставляет ощущение, что в этом идиллическом поместье что-то не так. Тут, например, есть парочка черных слуг, похожих на зомби. Кроме того, Крису очень настойчиво предлагают избавиться от вредной привычки с помощью гипноза. Когда же на следующий день приезжают гости — исключительно белые, пожилые и ведущие себя так, как будто видят настоящего чернокожего первый раз в жизни, у Криса возникает стремление, обозначенное в названии фильма. Однако бежать уже поздно.
"Прочь" — режиссерский дебют Джордана Пила, который, перед тем как начать снимать кино, вместе с Киганом-Майклом Ки был продюсером, сценаристом и актером сатирического шоу "Ки и Пил", выходившего с 2013 по 2015 год на телеканале Comedy Central. В шоу наполовину черных Ки и Пила одной из самых важных тем, разумеется, была расовая, и большинство тамошних острот так или иначе перекочевали в фильм.
Снятый за смешные $4,5 млн "Прочь" побил сразу два кассовых рекорда: это самый прибыльный дебютный фильм и самый прибыльный фильм, снятый афроамериканцем. И, судя по всему, Джордан Пил действительно уловил дух времени. Сценарий фильма был написан еще при Обаме, но после избрания президентом Трампа приобрел прямо-таки зловещую актуальность. Менять не пришлось ничего, повестка дня придала этой истории дополнительные смыслы.
Джордан Пил умудрился наполнить фильм злободневным содержанием, ловко жонглируя обычными для хоррора клише. Тех, кто посмотрел в своей жизни хотя бы три ужастика про уединенные загородные дома и их подозрительных хозяев, вряд ли ждут сюрпризы. Однако все сценарные ходы собраны в крепкую конструкцию, все ружья, развешанные по стенам, стреляют своевременно (и да, в прямом смысле тоже), а "Прочь" одновременно угождает и черной, и белой аудитории. Правда, белый критик, взахлеб хвалящий черного режиссера за смелость и оригинальность, становится похож на тех самых гостей, восхищающихся крутизной и модностью всего черного. Но, возможно, это как раз тот эффект, которого и добивался режиссер, будто бы говорящий: все мы немножко расисты, как бы нам ни хотелось верить в обратное.