Юная бабушка телевидения
Умерла Галина Шергова
На 94-м году жизни скончалась сценарист, телеведущая и писатель Галина Шергова.
В Советском Союзе Галину Шергову знали все — это была красавица из телевизора, быть может, единственная женщина, которая читала не готовое, а собственноручно написанное. На маленьком экране она могла говорить, размышлять, вести себя свободно, грустить и улыбаться даже невпопад словам.
С Гостелерадио была связана вся ее жизнь. Ученица и добрая подруга Романа Кармена, она стала писать сценарии документальных фильмов, снимать их и сниматься сама. Галина Шергова одной из первых в СССР начала появляться в кадре, не ограничиваясь чтением закадрового текста.
В 1965 году, когда в Советском Союзе начали праздновать День Победы, Галина Шергова стала одним из соавторов «Минуты молчания», которую с тех пор каждый год 9 Мая транслировали все телеканалы и радиостанции страны, и этим она гордилась едва ли не больше всего. Она создала более 200 фильмов, в том числе 60 серий «Нашей биографии», выпущенной ровно 40 лет назад — к 60-летию революции, по серии на каждый послереволюционный год.
Меньше знали ее собственную биографию, писательницы, поэта, военной журналистки. Перед войной Галина Шергова поступила в Московский литинститут, но ушла добровольцем на фронт. Служила во фронтовой газете, в 1943-м была тяжело ранена и надолго попала в госпиталь. Потом работала в «Комсомольской правде», на удивительной по нашим временам должности поэта-литсотрудника. Полгода она провела в только что освобожденном Донбассе, где только-только начинали поднимать из руин уничтоженный войной регион. «Бесконечность, когда тебя встречают только таблички с названиями городов, прицепленные к вокзальным зданиям или их остаткам. А все остальное — развалины, развалины, развалины»,— вспоминала она.
После войны, окончив институт, Галина Шергова пришла спецкором в легендарный «Огонек», где встретила своего будущего мужа, красавца, фронтовика, одного из будущих основателей советского телевидения Александра Юровского. Потом был общий телевизионный ящик, передачи на телевидении и радио, знаменитый журнал «Кругозор» («журнал с дыркой в голове», как его называли) и целый круг необыкновенных друзей — актеров, писателей, журналистов, художников, архитекторов, киношников, блестящих умников и всенародно признанных красавиц. Круг, в котором она была летописцем и предводителем, который однажды начал сокращаться и сократился в последние годы до нее самой. Но она помнила всех и хотела про них рассказать.
Когда телевизора в ее жизни стало меньше и в ящик пришли новые люди, она наконец-то стала публиковать книги, которыми зачитывались те, кто хотел себе представить жизнь одного из самых ярких наших поколений. Выбитого и покалеченного войной и все равно сделавшего столько, что внукам с их междупланетными сетями впору позавидовать.
В телевизионном мире она была настоящим патриархом, легендой, которую все знали и которой восхищались, называя бабушкой русского телевидения.
Галина Шергова предпочитала быть красивой, мудрой и молодой бабушкой своим любимым внучкам, главой огромной семьи, собиравшейся вокруг нее на даче и принимавшей вместе с ней поздравления с днем рождения и Днем Победы. Последние поздравления она успела принять в этом году.