Вон из профессии
Каких специалистов уже готовы заменить роботы
Четверть всех работников в мире скоро заменят роботами. По данным Boston Consulting Group, до этого момента осталось всего восемь лет. Что это значит для бизнеса? И где предприниматели уже могут заменить сотрудников машиной? Разбиралась Татьяна Гомозова.
Прогнозы экспертов о том, какую именно работу отнимут у человека роботы, разнятся. Единственное, на чем все сходятся — машины справляются лучше везде, где действия можно свести к формуле. Например, водителей уже почти заменил автопилот, а так называемые чат-боты вполне готовы стать операторами колл-центров, которые нередко и сами напоминают роботов. Подобную схему клиентской поддержки в России внедряют, например, операторы сотовой связи. Собственную машину-ассистента разрабатывают в Модульбанке. Правда, там считают, что человек предпочтет говорить с человеком, а робот должен только обрабатывать информацию. Но там, где нет живого общения, у роботов большое банковское будущее, считает председатель правления компании Андрей Петров: «Мы применяем это, например, при анализе клиентов на предмет выявления транзитных операций, операций обналичивания. Люди здесь нужны только когда требуется, например, более глубокое исследование клиента, по которому машина решила, что он что-то подозрительное делает».
Довольно просто, как выяснилось, заменить роботами юристов: Сбербанк в этом году обещал сократить 3 тыс. таких специалистов. Возможно, из-за машин изменится сама отрасль, считает основатель сервиса FreshDoc Николай Пацков: «В принципе можно было бы автоматизировать создания проекта судебного решения. Все это достаточно формально, машина предложит гораздо более объективное решение, потому что она оперирует всей судебной практикой. Сейчас же все как-то субъективно».
Роботы проникли даже в такую, казалось бы, сугубо человеческую сферу, как наем сотрудников. В качестве примера управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев приводит компанию Stafory, которая уже при помощи машины подбирает работников для корпораций: «Внутренняя задача — просто автоматизировать процессы так, чтобы у них экономика сходилась. Дороговато получалось — маленькая рентабельность. Они сначала hr-специалистов заменили на обычных людей, дали им скрипты, получили рентабельность порядка 30% сразу, потому что hr-специалисты очень дорогие в целом. А после того. как увидели, что и этих людей можно заменить дальше на машин, они получили рентабельность порядка 1000%».
Компания Amazon недавно открыла офлайн-магазин без кассиров и продавцов, где покупатель авторизуется на входе через приложение, а потом просто берет с полки товар и уходит. Оплата списывается автоматически. На подходе — еще одна технология, говорит основатель «Школы данных» Сергей Марин: «Заходишь, условно говоря, в магазин, там распознается изображение, делается уже предложение, таргетированное под конкретного клиента. Пока что это на уровне пилотов, но в целом мы экспериментировали с этим в ряде компаний — система распознавания по фотографиям распознает очень хорошо, точность 100%».
В чем сходятся все эксперты — совсем без людей не обойтись. Пока машины не могут принимать стратегические решения, они возьмут на себя рутину, а людям будут ими руководить. Digital-агентство ARTOX media исследует отзывы о бизнесе своих клиентов — это важно для управления репутацией. Как пояснил директор по производству Алексей Чечукевич, при помощи систем machine learning компания экономит месяцы труда. Она будет расширять их применение, а работникам придется приспосабливаться: «Обычным рекламщикам, которые просто занимаются рекламой в интернете, приходится на базовом уровне учить эти языки, учить теорию вероятностей, математическую статистику, чтобы они могли взаимодействовать с этими инструментами. Это уже не Петя, которому можно на пальцах объяснить, это алгоритм, с которым нужно работать, если ты хочешь быть в тренде, быть стратегом, а не просто идти улицы подметать».
По оценке компании McKinsey, в настоящий момент автоматизировать можно около 60% профессий. Правда, сколько на этом может сэкономить бизнес, пока никто не оценил.
В апреле основатель Alibaba Group Джек Ма заявил, что в ближайшие 30 лет появятся машины, которые заменят топ-менеджеров. По его словам, такие роботы будут запоминать быстрее, считать лучше, и при этом не станут ссориться с конкурентами.