Есть ли вылет из тупика
Авиасообщения с Египтом не предвидится
Переговоры властей РФ и Египта о возобновлении авиасообщения зашли в тупик. Египетская сторона пока не готова одобрить присутствие в местных аэропортах российских специалистов, которые контролировали бы меры авиационной безопасности, и прекратила диалог по этому вопросу. Поэтому Россия не получила нового приглашения провести инспекцию в аэропортах Египта. При этом последние проверки показали, что местные власти по-прежнему не готовы выполнять требования российской стороны в полном объеме.
Возобновление авиасообщения между РФ и Египтом откладывается на неопределенный срок, сообщил вчера "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией. По его словам, причиной стала "приостановка диалога" властей двух стран о присутствии в местных аэропортах российских специалистов по авиабезопасности. В Минтрансе и Росавиации отказались от комментариев, глава Минтранса Максим Соколов вчера заявил журналистам, что "стороны постоянно находятся в переговорном процессе, но каких-либо новостей нет".
Авиасообщение с Египтом, одним из самых популярных направлений у российских туристов, было прервано по инициативе РФ в конце 2015 года после крушения самолета "Когалымавиа", выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх--Петербург. В результате теракта погибли 224 человека. Москва требовала усиления мер безопасности в аэропортах Египта, российские специалисты неоднократно посещали страну, но сроки возобновления полетов до сих пор не определены.
В конце февраля правительство опубликовало список полномочий российских сотрудников авиабезопасности, которые будут вести контроль в международных аэропортах Египта. Это проверка операций по посадке пассажиров, загрузке багажа и обслуживанию самолетов (см. "Ъ" от 20 февраля). Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что именно после этого "переговоры резко замедлились": египетская сторона была недовольна тем, что эти подробности стали публичными. Кроме того, перспектива работы российских сотрудников в местных аэропортах вызвала недовольство Каира — особенно с учетом того, что в некоторых местных силовых структурах "разделяются взгляды отдельных исламских организаций", говорит он.
В итоге Россия так и не получила очередного приглашения на проведение инспекции в местных аэропортах. "Сохраняются опасения, что высказанные ранее претензии по части безопасности до сих пор не устранены",— говорит источник "Интерфакса". По данным "Ъ", предыдущий аудит также показал: некоторые требования, касающиеся контроля допуска местных сотрудников в стерильную зону аэропорта, "соблюдаются от случая к случаю".
Политик и общественный деятель Максим Шингаркин считает требования РФ "обоснованными и не противоречащими регламенту ICAO". Особые меры авиабезопасности, включающие в себя дополнительный досмотр пассажиров, подробное изучение их проездных документов, локальное размещение самолетов в секторах особой защищенности, широко практикуются в Израиле, США и других государствах, столкнувшихся с угрозой терроризма, говорит он. Отказ их выполнять фактически является признанием другой стороной того, что она технически к этому не способна, уверен эксперт. Он отмечает, что у властей Египта сохраняется двойственная позиция в отношении запрещенных исламских организаций: с одной стороны, им симпатизируют, с другой — пытаются бороться. У российской стороны вряд ли есть основания стимулировать переговоры о возобновлении авиасообщения — тем более что в потоке российских туристов в первую очередь заинтересован Египет, говорит господин Шингаркин. По данным Минтуризма Египта, в 2016 году его суммарный турпоток сократился на 40%, до 5,3 млн человек.