Энергетики несут потери
Учет и контроль
На федеральном уровне ужесточается подход к учету потерь электроэнергии в сетях, и все электросетевые компании нацелены на минимизацию потерь. Сложнее всего энергетикам влиять на потери, образующиеся вследствие хищения электроэнергии. В Петербурге ее воруют на сотни миллионов рублей в год.
Фактические потери в сетевом комплексе определяются как разность между поступившей и потребленной электроэнергией, и делятся они на два вида — технологические и нетехнические. "Технологические потери обусловлены физическими процессами, происходящими при передаче электроэнергии. Но самая болезненная составляющая — это нетехнические потери, которые определяются как разность между фактическими и технологическими потерями на каждом уровне напряжения. Основная составляющая нетехнических потерь — хищения электроэнергии", — объясняет BG главный советник ПАО "Россети" Светлана Жолнерчик.
По ее словам, способы хищения разнообразны. "Начиная с того, что потребитель самовольно подсоединяется к сети без договора и заканчивая тем, что договор он заключает, но воздействует на прибор учета разными простыми и высокотехнологичными способами. Это проблема не только сетевых компаний. В конечном счете, за украденную электроэнергию платят и добросовестные потребители в рамках тарифа, а незаконное потребление электрической энергии снижает качество электроснабжения всех потребителей, приводит к авариям", — отмечает госпожа Жолнерчик.
В то же время "воровство электроэнергии — это и убытки самих похитителей, которых принято называть "недобросовестными потребителями", ведь плата за хищение электроэнергии несоразмерно выше, чем своевременная и полная оплата по тарифам. К тому же хищение электроэнергии — это административно и уголовно наказуемое деяние. При цивилизованной культуре потребления электроэнергии недопустимо потребление без счетчиков или с искажениями их показаний — это общественно порицаемое воровство", — говорит госпожа Жолнерчик.
Приоритеты расставлены
В ПАО "Ленэнерго" (входит в группу "Россети", является крупнейшей электросетевой компанией в Петербурге и Ленобласти) называют снижение потерь электроэнергии в сетях приоритетным направлением работы. "Исторически сложилось, что в Петербурге высокий уровень потерь из-за большого износа электросетевого оборудования, в первую очередь в центральной части города. Несмотря на это, потери компании постепенно снижаются благодаря принятой в "Ленэнерго" целевой программе: в 2015 году они составили 12,2%, в 2016-м — 11,5%", — отмечают в "Ленэнерго".
Чтобы снижать потери, "Ленэнерго" модернизирует сетевое оборудование и линии, развивает систему учета электроэнергии, оптимизирует загруженность электросетей. Кроме этого, в "Ленэнерго" утверждают, что ведут активную борьбу с бездоговорным потреблением электроэнергии: выявляют факты, ликвидируют их и взимают коммерческие потери с недобросовестных потребителей. Сначала электросетевая компания высылает счет, но если его отказываются оплачивать, подается иск. Всего в 2016 году "Ленэнерго" подало 101 иск на общую сумму 283,2 млн рублей.
"С целью снижения рисков бездоговорного потребления электросетевая компания наладила взаимодействие с АО "Петербургская сбытовая компания" для одновременного заключения договоров энергоснабжения и технологического присоединения с заявителями", — отмечают в "Ленэнерго". В 2017 году компания планирует снизить потери до 11%.
В ПАО "МРСК Северо-Запада" (входит в ПАО "Россети", имеет семь филиалов в регионах СЗФО) рассказали BG, что за прошедшие два года потери электроэнергии в сетях компании не превысили 7% — нормативный уровень, закладываемый в тарифы МРСК Северо-Запада. Для снижения потерь в сетях компания реализует энергосервисные контракты — новые системы учета с привлечением внешних инвестиций. В 2016 году МРСК Северо-Запада заключила восемь энергосервисных контрактов на общую сумму в 800 млн рублей. В то же время компания строит новые системы учета в рамках своей инвестпрограммы, внедряет корпоративные технологические системы по расчету и анализу очагов фактических потерь (например, единую автоматизированную информационную систему транспорта электроэнергии), а также мотивирует персонал заниматься этой проблемой.
В АО "Ленинградская областная электросетевая компания" (ЛОЭСК) отмечают, что объем потерь в 2016 году составил 11,2%, что на 0,4% ниже показателя годом ранее. "Положительные тенденции к снижению потерь в сетях ЛОЭСК обусловлены выполнением компанией ряда технических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию и снижение уровня потерь в сетях компании, в том числе их коммерческой составляющей", — отмечает замгендиректора по экономике и финансам ЛОЭСК Жанна Айгильдина. По ее словам, наибольший эффект из состава проводимых мероприятий оказывает проводимая компанией политика максимальной автоматизации процесса сбора данных коммерческого учета электроэнергии.
Доля коммерческих потерь (по сути — воровства) в общем объеме потерь ЛОЭСК экспертно оценивается в размере до 1% от общей величины отпуска электроэнергии в сети компании. "Вариантов уйти от ненадлежащего исполнения обязательств по оплате за потребленную электроэнергии у конечных потребителей много: вмешательство в работу приборов учета (систем учета), установка приборов учета с пультом дистанционного отключения, бездоговорное потребление электроэнергии. Задача сетевой компании — проводить мероприятия, которые предусматривают эффективное снижение уровня коммерческих потерь электроэнергии при ее передаче", — говорит госпожа Айгильдина.
В ЛОЭСК также перечисляют необходимые меры: оперативное проведение мероприятий по отключению потребителей, имеющих задолженность по оплате за использованную электроэнергию, а также работа уведомительного характера, направленная на предупреждение фактов воровства, повышение уровня сознательности потребителей.
Методика меняется
По словам госпожи Жолнерчик, отраслевое регулирование сейчас работает так, что электросетевые компании на пять лет могут включать в тариф только уровень потерь, определенный регулятором расчетным способом как минимальное значение из норматива потерь при передаче электроэнергии и фактических потерь при передаче за последний год. В соответствии с утвержденной методикой для определения норматива Минэнерго берутся схожие по ряду критериев сетевые компании и считается средний уровень их потерь на каждом уровне напряжения. Потери свыше нормативного уровня в тариф не включаются.
"Компании сравниваются разные, критерии спорные, но это нормативный акт, который требует исполнения. Бенчмаркинг жесткий, и он постепенно начинает применяться для дочерних обществ ПАО "Россетти". В такой регуляторике дочерние структуры "Россетей" стали искать решения проблемы потерь еще активнее, для компании это вопрос рентабельности, то есть, в конечном счете, развития", — утверждает госпожа Жолнерчик.
"В рамках норматива потери включены в тариф. В большинстве своем дочерние структуры "Россетей" укладываются в этот норматив. За исключением тех, где есть большие коммерческие потери, что также можно назвать воровством электроэнергии", — комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, сейчас есть определенная уголовная ответственность за кражу электроэнергии, но этот институт практически не работает. "Важно не само наказание, а его неотвратимость и механизм реализации. И необходима четкая классификация и типологизация, за что и в каких случаях применять", — заключает господин Пикин.