Руссо туристо облико биеннале
Светская жизнь
Светская жизнь Москвы полностью переехала в Венецию. Viva Arte Viva — под этим девизом 57-й Венецианской биеннале современного искусства российский свет прятался от майских снегопадов в Arsenale, где расположен основной проект биеннале, в Giardini, где открыты национальные павильоны, и в многочисленных палаццо, на выставках параллельных программ. Ну и заодно на яхтах, в ресторанах и даже в Театре Гольдони, где по приглашению основного владельца НОВАТЭКа Леонида Михельсона выступил дирижер Теодор Курентзис с оркестром. Главная русская вечеринка в честь открытия Российского павильона прошла на рынке Риальто, где привычное разнообразие морских гадов на прилавках заменили парой баров Beluga.
Венецианская биеннале современного искусства стала предметом светско-туристического интереса россиян во второй половине нулевых, на волне любви Романа Абрамовича к совриску. В тот момент господин Абрамович был абсолютным трендсеттером: стоило ему купить футбольный клуб, как "все" пошли и купили себе какой-нибудь клуб, стоило обратить взор на совриск, и вот уже галерист Ларри Гагосян начал бывать в Москве едва ли не чаще, чем у себя в Нью-Йорке. Хорошо, что Роман Абрамович не начал тогда прыгать с крыши — любимый пример всех школьных учителей,— а то бы остальным тоже пришлось. Экскурсии по Джардини для господина Абрамовича и Дарьи Жуковой водила тогда директор МАММ Ольга Свиблова. С тех пор на биеннале всегда можно было обнаружить представительную русскую тусовку, но такую, как в этом году,— пожалуй, нет: от совладельца оператора "Платона" Игоря Ротенберга, члена совета директоров "Мостотреста" Леонида Добровского, советника президента "Роснефти" Романа Троценко, советника президента по культуре Владимира Толстого, директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, продюсера Александра Роднянского до стилиста Влада Лисовца и актера Егора Корешкова, который принял участие в перформансе L'Illusion du Mariage.
Мелькнули и совсем неожиданные русскоговорящие гости: по вечеринке в честь открытия Российского павильона ходил лондонский виноторговец Евгений Чичваркин, а накануне открытия выставки "Человек как птица. Образы путешествий" ГМИИ им. А. С. Пушкина в палаццо Соранцо Ван Аксель туда зашел танцовщик Михаил Барышников и в целом все одобрил. Казалось бы, это редкое одобрение должно было придать директору ГМИИ Марине Лошак железобетонную уверенность в успехе предприятия. Однако ни господин Барышников, ни вице-премьер Ольга Голодец, которая первой пришла на выставку, а до этого участвовала в открытии Российского павильона, не смогли избавить госпожу Лошак от заметного волнения почти до конца вернисажа. Можно понять: фактически это первая заявка Пушкинского на совриск.
На вечеринку на рынке Риальто приезжали и со званого ужина Бернара Арно (главной его звездой почему-то стала певица Кортни Лав, которая сама уже вполне арт-объект), и с ужинов более дружеских и компактных. Закусок тут и правда не было — ставка была сделана на танцы в стиле Simachev Bar и коктейли в стиле Beluga Bar. Комиссар Российского павильона Семен Михайловский, еще только выходя из катера на причал рынка, радостно сообщал: "Ну удалось же! Ну хороший же павильон!" И с ним все соглашались. Правда, уже в другом разговоре и даже в другой день главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, бывший куратором Российского павильона на архитектурной биеннале в прошлом году, отметил, что павильон, конечно, отличный, "но какую мы им оставили лестницу! Какие стены!"