Хрущобная оттепель
Тысячи людей вышли на неполитические митинги
В выходные жители Москвы подтвердили свой живой интерес к разработанной мэрией Москвы программе реновации городских кварталов, предусматривающей снос более чем 4,5 тыс. домов. Воскресный митинг противников программы на проспекте Сахарова собрал около 20 тыс. москвичей, требующих отмены законопроекта о реновации. Днем ранее на митинги в поддержку реновации пришли в общей сложности около 5 тыс. жителей коммуналок и аварийных домов. На этих акциях даже сторонники программы говорили о "сырости" законопроекта, требуя от властей гарантий улучшения жилищных условий. В субботу же в Мосгордуму был внесен законопроект "о дополнительных гарантиях" переселенцам из сносимых пятиэтажек. А сразу после воскресной акции мэр Москвы Сергей Собянин пообещал внимательно отнестись ко всем заявлениям, высказанным на митинге, и максимально учесть требования москвичей.
Воскресный митинг начался в 14:00 на проспекте академика Сахарова, но многие противники программы реновации опоздали из-за программы реконструкции. Более 1 тыс. человек по привычке пошли маршрутом "белоленточных" протестов 2012 года — от площади трех вокзалов. Садовое кольцо стало для них непреодолимой преградой — подземные переходы оказались перекрыты бело-зелеными строительными заграждениями либо полицейскими решетками. В итоге противникам мэрии пришлось делать ощутимый крюк через Мясницкую, недобрым словом поминая на ходу столичные власти, которые "опять тут все перекопали". Но даже пришедшим вовремя и в нужное место пришлось выстаивать долгую очередь у рамок металлоискателей — чтобы попасть на митинг, приходилось ждать в толпе минимум полчаса. Поначалу пресс-служба ГУВД Москвы сообщила, что протестовать вышло 5 тыс. человек, но эта цифра явно не соответствовала действительности, поэтому позже полицейские заявили о 8 тыс. митингующих. Весь участок проспекта от Бульварного до Садового кольца — почти 500 м — был забит людьми: у рамок впритык, за ними чуть посвободнее. Организаторы оценили численность участников в 30 тыс., активисты "Белого счетчика", дежурившие возле рамок металлодетекторов, насчитали 22 тыс. человек.
Митинг был заявлен как неполитический, без партийной символики и флагов, но сразу за рамками пришедших встречали агитаторы оппозиционных партий, а над толпой были заметны флаги "Демократического выбора" (деятельность приостановлена 11 мая) и Партии прогресса (не зарегистрирована). Но их присутствие вдохновляло собравшихся заметно меньше, чем на традиционных оппозиционных шествиях. Зато на митинг со своими требованиями зашли обманутые дольщики и валютные ипотечники, но большинство плакатов было все-таки по теме реновации. Люди держали картонки "Это мой дом", "От этой реновации сносит крышу", "Кирпичным домам сносу нет", баннеры "Измайлово против реновации". Волонтеры от организаторов собирали подписи за отмену законопроекта.
"Обязательно надо, чтобы отменили,— говорил им пожилой мужчина, аккуратно выводя свой адрес в бланке.— Я инвалид, я привык жить дома. У меня поликлиника рядом, магазин. Если дом мой снесут, я уже решил: я пойду на Красную площадь и устрою самосожжение". Волонтеры хором принялись убеждать его не поступать так: "Никакая реновация этого не стоит".
Выступавших не было слышно даже на небольшом расстоянии от сцены, поэтому люди просто общались между собой. "Мы уже готовы к общему собранию собственников".— "А мы пока только обходим подъезды".— "А у вас есть ТСЖ?" — "А какая у вас управляющая компания?" Разговоры переходили на темы благоустройства улиц, дворов, парковок, общественного транспорта — и снова возвращались к реновации. "Я вообще в многоэтажке живу, нас не выселяют пока, но я пришла вас поддержать,— говорила женщина средних лет своей случайной собеседнице.— Я живу в центре, вдруг через пару лет решат и наш дом снести, а землю продать. Мы же не знаем, какой закон в итоге примут".— "Самое главное, что он лишает человека права собственности,— согласилась собеседница.— У меня своя квартира, я живу в ней, меня все устраивает. Почему кто-то решает за меня, как поступить с моей собственностью? Это больше всего раздражает". "Мы живем на Новикова-Прибоя, это крепкие пятиэтажки, тихий зеленый район, два километра береговой линии, рядом Москва-река,— говорил мужчина с плакатом "Хорошево-Мневники против сноса".— Его много лет уже пытались застроить, но нам удавалось его отстоять. А теперь Конституцию просто выкинули, такого бандитизма с собственностью не было даже в девяностых".
Небольшой скандал случился ближе к концу выступления: на акцию как частное лицо пришел оппозиционер Алексей Навальный с семьей и охраной. Версии дальнейших событий расходятся. По словам Алексея Навального, соорганизатор митинга активистка Юлия Галямина написала ему СМС с просьбой подойти к сцене и выступить. Но когда он подошел, остальные организаторы якобы не дали ему выступить, после чего полиция вывела его с митинга. В свою очередь, соорганизатор Екатерина Винокурова напомнила, что митинг задумывался не политическим, а гражданским, добавив, что команда Алексея Навального никак не участвовала в его подготовке. По ее словам, организаторы не имеют отношения к действиям полиции.
Резолюция митинга действительно обошлась без политических требований — максимум в ней упоминалось о "выражении недоверия" мэру Москвы. Зато подробно разбирался законопроект о реновации — по мнению митингующих, он противоречит Конституции, "ликвидируя право собственности, право на неприкосновенность жилища, право на судебную защиту", "подрывает основы гражданского, земельного и жилищного права, а также основы судопроизводства". По их мнению, законопроект "продавлен в интересах строительного лобби". Отдельно говорилось о "незаконности" решения подобных вопросов через голосование в системе "Активный гражданин".
Накануне, в субботу, в Москве прошло сразу несколько акций в поддержку программы реновации города. Объявления о них с пометкой "реклама" появлялись в популярных сообществах — "ВКонтакте", например, в группе "Черный юмор по-русски". На сайтах управ акции назывались "стихийными митингами", хотя такого понятия в законодательстве нет. Наиболее крупный митинг прошел в Кузьминках — около 2 тыс. человек из коммунальных квартир и признанных аварийными домов потребовали, чтобы их включили в зону реновации. Многие жители, выступавшие на митингах, также выражали свое недовольство существующим законопроектом, называя его недоработанным. Они требовали от городских властей "до голосования дать информацию, где и какой серии построят новые дома", "открыто давать информацию о ходе принятия закона и основных положениях в нем" и хотели "право оспаривать в суде решение о реновации".
Мэр Москвы Сергей Собянин прокомментировал акции через час после окончания митинга на проспекте Сахарова. "Внимательно отнесемся ко всем содержательным заявлениям, прозвучавшим на митингах в Москве по программе реновации, в том числе противников программы. В ходе работы над проектом мнения москвичей будут максимально учтены",— написал господин Собянин на своей странице в "ВКонтакте". В районе 20:00 мэрия официально запустила голосование по сносу домов на портале "Активный гражданин".
Глава отдела неделовых новостей “Ъ” Иван Сухов: «В ситуации с реновацией обозначилась мировоззренческая разница, которую авторы плакатов 14 мая емко обозначили как разницу между жильцами и собственниками. Собственников явно меньше. Но тем сильнее у них желание изменить правила. Кроме того, они чувствуют, что люди, 50 лет прождавшие ремонта проводки, не слишком компетентны в выражении своих интересов. Это внушает надежду на победу меньшинства за счет активности». Читайте подробнее