Малый бизнес поддержали на 1%
Финансовую помощь получил лишь один из ста предпринимателей
Счетная палата (СП) нашла недостаточными усилия Минэкономики по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). В выводах палаты отмечается, что в 2016 году господдержка была оказана только 1% предпринимателей (в 2015 году — 4%). Также госаудиторы отметили слабую информподдержку малого бизнеса и "признаки возможных коррупционных проявлений" при раздаче финпомощи в регионах. В Минэкономики с выводами СП не согласны и объясняют снижение показателей сокращением госзатрат на поддержку МСП и переформатированием госпрограммы.
В своих выводах по результатам аналитической проверки эффективности поддержки малого бизнеса в 2016 году СП отмечает, что формально этот сектор в России растет. С 2010 по 2016 год количество субъектов МСП выросло с 4,6 млн до 5,8 млн (на 28%). При этом число работающих в секторе сократилось на 3,2 млн (16,9%), до 15,8 млн. "В последние годы наблюдается рост неформальной занятости",— отмечает СП.
Аудиторы подсчитали, что только за 2015-2016 годы на поддержку предпринимателей было направлено в целом 152,8 млрд руб. Больше всего потрачено по линии Корпорации МСП (78,8 млрд руб.) и входящего в нее МСП-банка (12,3 млрд руб.). Выводов об эффективности работы этих структур пока нет (результаты их аналитической проверки госаудиторы рассмотрят на коллегии в июне).
Пока же палата проанализировала программу Минэкономики по поддержке МСП — на нее за два года было потрачено 28,2 млрд руб. Результаты финансовой помощи "вызывают сомнение", пишут госаудиторы. В частности, потому, что 2016 году поддержку получил лишь 1% предпринимателей (в 2015 году — 4%). "Эффективность реализуемых мер поддержки недостаточна, отсутствует системный результат",— отмечает СП.
Госаудиторы обнаружили признаки возможных коррупционных проявлений при предоставлении помощи. Например, в Калужской области финансовая поддержка оказывалась четырем ООО, соучредителем которых является одно физическое лицо. В Брянской области из 60 юрлиц, получивших поддержку, 22 организации были зарегистрированы непосредственно перед получением помощи. Среди других претензий СП — слабая информационная поддержка. Многочисленные сайты (145 на начало 2016 года), созданные властями всех уровней, неэффективны, в том числе из-за неактуальности информации и сложной системы поиска.
В Минэкономики с выводами ведомства Татьяны Голиковой не согласились, заявив "Ъ", что указанные СП замечания "требуют дополнительных пояснений и анализа подходов". Данные о том, что госпрограмма охватила только 1% предпринимателей, в министерстве объяснили ограниченностью ее ресурсов (финансирование было снижено с 17,5 млрд руб. в 2015 году до 10,7 млрд руб. в 2016-м), а также ее новым форматом (министерство сосредоточилось на создании инфраструктуры в рамках сервисной модели поддержки). "Прямая финансовая поддержка в настоящий момент не приоритет, банковское кредитование становится доступнее, новые продукты финансовой поддержки развиваются, в том числе "Программа 6,5", гарантийная поддержка Корпорации МСП и региональных гарантийных организаций,— говорят в министерстве,— 1% охвата — это нормально. Средства получают именно те, кому это действительно нужно и кто больше не может воспользоваться другими мерами финансовой поддержки". По части подозрений в коррупции в министерстве отметили, что за распределение средств поддержки отвечают регионы и что "каждый случай требует серьезной проверки". Впрочем, для повышения прозрачности помощи в Минэкономики планируют создать единый реестр получателей господдержки.