За гранью рояльного
На чем еще Владимир Путин сыграл в Пекине
15 мая президент России Владимир Путин принял участие в работе круглого стола форума «Один пояс — один путь». Впрочем, его выступление не вызвало никакого энтузиазма у комментаторов. Чего не скажешь о пресс-конференции Владимира Путина по итогам форума. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников — о том, как и почему президент в Китае играл на расстроенном рояле.
Пресс-конференции всех лидеров, которые приехали на форум, происходили в одно и то же время примерно в 60 километрах от центра Пекина, и это предгорье тоже почему-то зовется Пекином. Почти три года назад грандиозные помещения, которые тут находятся и которые сами по себе чуть не выше этих гор, вряд ли были каким-либо образом задействованы все это время. А главное — зачем? Странно, что к этому саммиту, как к Олимпиаде-2008 и АТЭС-2014, не построили новых — просто чтоб были.
Так вот, людям, которые захотели бы послушать, например, и китайского председателя, и президента, скажем, Белоруссии, пришлось бы разорваться. Кто-то и готов был, судя по настроению, к этому, особенно, как я заметил, один американский журналист — в бейсболке, костюме и кедах. Так ведь и должен выглядеть журналист, который успевает везде. Тем более обидно, что он в конце концов кругом опоздал, задержавшись на проверке в пресс-центре, и все восемь автобусов с журналистами уехали на пресс-конференции вообще без него.
Владимир Путин выглядел очень энергичным. На круглом столе форума он, видимо, успел поймать какую-то волну, на которой прибыл и на пресс-конференцию. Или он там просто не выговорился.
Форум ему, по его словам, понравился. Дело в том, что «в США внутриполитическая борьба», в европейском сообществе все с тревогой наблюдают, что с Brexit… Про Россию и вообще говорить нечего: здесь всегда есть от чего разволноваться…
— Востребованы страны,— сообщил Владимир Путин,— которые выдавали бы надежду на стабильность.
Такой страной, по представлениям Владимира Путина, является Китай, который эту стабильность и продемонстрировал.
Если бы Владимир Путин был лидером Китая, такое объяснение происходящего было бы, конечно, исчерпывающим. Но Владимир Путин не является лидером Китая.
Впрочем, он отыскал смысл и в участии России в этом форуме:
— У нас избыточные генерирующие мощности, например, и идея Евроазиатского энергетического кольца нам близка…
Кроме того, специалисты создали наконец-то двигатель с большой тягой, и Россия теперь сможет завершить свой проект широкофюзеляжного самолета «вместе с китайскими партнерами» (и это только, видимо, на первый взгляд звучит парадоксально).
По плану, заметил Владимир Путин, идет к тому же строительство газопровода «Сила Сибири».
— И будем производить с китайцами сжиженный газ,— добавил президент России.
Правда, форум здесь совсем, кажется, ни при чем, но только, очевидно, опять на первый взгляд.
— У нас на 4,2 трлн кубометров выросли запасы газа на Ямале! — не удержался Владимир Путин от такого же попутного, как этот газ, замечания.— Мы все проблемы закроем объемами!
Последнее предложение имело право застыть афоризмом.
Деликатным был вопрос о посещении российским спецназом позиций сирийских курдов: разнообразные фото этой теплой встречи ему любезно предоставил на днях в Сочи президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Владимир Путин не стал отрицать их подлинность (это было бы странно) и сказал, что Россия, в отличие от других стран, не объявляет, например, о поставках вооружения курдам (кивок в сторону США.— А. К.).
Можно было подумать после этих слов, что поставки российской военной техники курдам в разгаре, но Россия просто не объявляет о них, в отличие от некоторых. Но господин Путин поправился: не объявляет, потому что их нет, ибо курды в них не нуждаются: им хватает американского оружия.
— Но курдские боевые организации принимают участие в борьбе против запрещенного «Исламского государства»,— произнес господин Путин,— и мы считаем себя вправе поддерживать рабочие контакты, хотя бы для того, чтобы избегать с ними боевых столкновений.
Владимир Путин, конечно, хотел, чтобы вопрос и ответ прозвучали публично. Между тем у господина Эрдогана, разумеется, более широкие подозрения по этому поводу. Он, видимо, убежден, что российские специалисты как минимум инструктируют курдских боевиков, а скорее всего, и поднимают их в атаку, а то и стоят заградотрядами.
Ответил он и про вопрос о кибератаках, жертвами которых стали много десятков стран. Представление о том, что и их могли организовать российские хакеры, могло показаться даже лестным, однако российский президент не взял на себя эту честь:
— Microsoft уже сказала, что первоочередным источником являются спецслужбы США, Россия здесь совершенно ни при чем! Мне странно слышать такое!
Хотя разве может быть ему странно что-нибудь слышать уже по поводу России, в том числе из того, что до сих пор не было сказано?
— Всегда ищут виноватых там, где их нет! — с досадой воскликнул Владимир Путин.
И он добавил, что такого рода эксперименты всегда возвращаются к их авторам и создателям. Для себя он никакой угрозы в этом утверждении, безусловно, не видит.
Впрочем, по-прежнему остается открытым по крайней мере вопрос, кто вернул эти кибератаки их создателям.
Владимиру Путину нравится, что министр энергетики Александр Новак только что договорился с саудовскими переговорщиками о том, что Россия продолжит режим ограничения поставок нефти на мировой рынок еще на девять месяцев — так же как и Саудовская Аравия. Оказывается, недавно у него была встреча с руководителями крупнейших компаний российского топливно-энергетического комплекса по этому поводу. Кто бы мог подумать.
Президент России заверил, что Центробанк не будет сознательно ослаблять или укреплять рубль — все идет, он считает, так, как должно, в условиях рынка. Сознательно Центробанк действует только «в сторону снижения ключевой ставки», заметил он.
Но и все это уже замечают.
Владимир Путин среагировал на вопрос, действительно ли госкомпании должны будут 50% чистой прибыли платить в виде дивидендов. И может ли «Роснефть» получить освобождение от этой повинности, так как формально не является госкомпанией. И есть ли смысл освобождать от нее «Газпром», у которого большая инвестиционная программа, учитывая, что если не освободить, то у него будет отрицательный денежный поток при таких дивидендах.
— Дело в том,— объяснял господин Путин,— что мы переходим на международную систему учета, МСФО, а есть наша отечественная система учета. По МСФО у такой большой компании, как «Газпром», большая прибыль, но она «бумажная», она на бумаге, реального денежного потока нет. Поэтому правительство, когда будет принимать решение по этому вопросу, безусловно, будет учитывать реалии, а не «бумажную» составляющую доходов компании, и исходя именно из этого будет принято окончательное решение. Мы этот вопрос обсуждали с председателем правительства прямо накануне моего отъезда в Пекин. И по МСФО у них большая прибыль. Но она «бумажная», там нет денежного потока. Но прибыль есть все равно.
Я задал действительно волновавший (в отличие от предыдущего) меня вопрос:
— Мы видели, как вы вчера играли на рояле. Вам как ценителю музыки не жалко, что Россия не участвовала в «Евровидении»? Ведь этого можно было избежать.
Разумеется, я имел в виду: не отправив на Евровидение именно Юлию Самойлову.
Владимир Путин с сожалением поделился для начала тем, какой рояль ему достался:
— Мне жалко, что рояль был расстроен очень сильно, вот мне что жалко. Играть было достаточно сложно даже для меня, для человека, который двумя пальцами играет. Не могу сказать, что я играл, я просто нажимал двумя-тремя пальцами на клавиши в ожидании нашего китайского друга и партнера. Думал, что если господин Песков что-то и снимает, то это, скорее всего, для личного потребления, для архива, но они решили это выложить. Ну, ничего страшного. Думаю, что я вас не подвел.
Хотя выяснилось, что у Киева с самого начала не было никаких шансов провести этот конкурс:
— Что касается «Евровидения», то те, кто хотел посмотреть, всегда могли сделать это в интернете. А то, что наши структуры, вовлеченные в этот процесс, отказались принимать участие, думаю, что поступили правильно, потому что, на мой взгляд, сегодняшние киевские власти не в состоянии проводить мероприятия подобного рода.
Вопрос, почему они тогда его провели. Очевидно, дело в том, что Владимир Путин не считает, что они его провели: без участия России его, видимо, нельзя признать состоявшимся.
Я еще хотел спросить, как Владимир Путин относится к возникшему в недрах интернета мнению о том, что мелодия «Московских окон негасимый свет…» — это намек на то, что пятиэтажки все-таки не будут сносить, но понял, что, к сожалению-то, микрофона у меня в руках больше нет.
На бесконечно доброжелательный вопрос, какую мелодию Владимир Путин сыграл бы перед встречей с американским президентом Дональдом Трампом, Владимир Путин, задумавшись, и даже почесав голову (и правда, очевидно, мучительно искал в ней ответ на этот вопрос), сказал в конце концов, что надо сначала встретиться, а потом будет ясно, что это за мелодия.
Хорошо бы не похоронная.