Москва изучит москвичей
Городские округа заказали масштабные социологические исследования
Московские префектуры потратят в этом году десятки миллионов рублей на консультации для местных органов власти и масштабные социологические исследования с вовлечением тысяч жителей. Об этом свидетельствуют конкурсы, объявленные в административных округах столицы. Чиновники требуют от подрядчиков в том числе составить карты "проблемных точек" в районах и узнать все о деятельности инициативных групп граждан. Эксперт отмечает, что это подготовка к будущим выборам муниципальных депутатов и мэра. В мэрии закупки не комментируют.
Префектура САО потратит из городского бюджета как минимум 25,6 млн руб. на "консультативное сопровождение" исполнительной власти в округе. Первый контракт с ООО "Центр продюсирования инноваций" (8,7 млн руб.) предполагает "проведение общественно-политических исследований по изучению мнений граждан" о качестве работы исполнительной власти. Планируется опрашивать "не менее 1 тыс. человек ежемесячно, общий объем выборки — 10 тыс. респондентов". "Особое внимание при выполнении работ уделяется выявлению причин, препятствующих формированию конструктивных взаимоотношений населения и органов исполнительной власти САО",— говорится в документации. Второй контракт на информационное сопровождение выиграло ООО "Эскаси" (8,5 млн руб.). От него требуют составить рекомендации по "повышению качества и результативности коммуникационного диалога исполнительной власти с населением", а также спрогнозировать угрозы "негативных сценариев развития социальных ситуаций вследствие реализации градостроительных проектов". Компания также должна анализировать публикации в интернете и соцсетях, чтобы выяснить, как эти проекты влияют на отношение жителей к власти.
Третий контракт на 8,5 млн руб. выиграла компания "Класс. Тренинг. Коучинг. Консалтинг", от которой требуется помочь органам власти САО влиять на информационное поле в округе.
В СЗАО за информационную и консультационную поддержку органов исполнительной власти, в том числе "комплексный анализ СМИ и блогосферы" и проведение фокус-групп, ООО "Научно-исследовательский институт социальных систем" получит 7,9 млн руб., а за "мониторинг тенденций формирования общественного мнения жителей СЗАО" — еще 4,3 млн руб. Помимо этого префектура объявила еще один конкурс на 6,5 млн руб.— на информационно-аналитическое и экспертно-консультационное сопровождение органов власти. От подрядчика требуется среди прочего создать базу "фото- и видеоматериалов с массовых, публичных мероприятий, проводимых на территории СЗАО города Москвы" (не менее 10 Гб), создать карту проблемных точек, провести "анализ позитивных, негативных и нейтральных" публикаций в СМИ и интернете и ежедневно вести мониторинг соцсетей.
В СВАО заказали социологическое исследование по оценке жителями эффективности деятельности органов власти на 5,2 млн руб.— "поквартирные исследования" с выборкой в 9 тыс. респондентов и не менее 75 фокус-групп. Аналогичный конкурс объявлен на исследование по оценке муниципальной власти. Более масштабный контракт на 8,2 млн руб. по "Оценке социально-экономической ситуации и социальных настроений жителей в СВАО" (объем выборки 17 тыс. респондентов) достался Центру политических технологий. А конкурс на "информационно-аналитическое и консультационное сопровождение органов исполнительной власти в СВАО" за 1,8 млн руб. выиграло ООО "Компьютерные системы ЛКС".
В Восточном округе планируется потратить 2 млн руб. на информационную поддержку органов исполнительной власти. Подрядчик должен создать целую информационную систему, которая "обеспечит постоянный мониторинг и оперативный сбор информации" из СМИ и соцсетей с "распределением сообщений на позитивные, негативные и нейтральные". Заказчика волнует упоминаемость местных чиновников, включая префекта, и тон сообщений о них.
В ЦАО объявлено несколько конкурсов на сопровождение органов власти. Заявленная цена на три контракта, рассчитанных на срок с мая по декабрь, составляет более 27 млн руб. От подрядчика требуют детального анализа инициативных групп граждан — от специализации до состава участников. Подрядчик также должен будет проводить "анализ позитивных, негативных и нейтральных тем в СМИ" и интернете и создать "базу данных медиафайлов (фото- и видеоматериалов) о массовых и/или публичных мероприятиях, проводимых на территории ЦАО" (не менее 6 Гб ежемесячно). Компания должна будет сформировать "карты проблемных точек районов ЦАО". Помимо этого в округе будет проведен массовый опрос "Оценка социально-экономической и общественно-политической ситуации в районах ЦАО" (будут опрошены как минимум 4 тыс. человек, не менее 400 в каждом районе). Он обойдется городскому бюджету еще в 8,5 млн руб. Исполнители в ЦАО пока не определены.
Крупный конкурс на "консультационно-конфликтологическое сопровождение" органов власти был объявлен в ЮВАО — фирма-победитель (ЗАО "Национальная служба мониторинга") получит за него 40,7 млн руб. Техническое задание предполагает социологические исследования, изучение районных инициативных групп, экспертные интервью. Власти просят "оценить уровень социального самочувствия жителей района, выявить характеристики и специфику проблемного поля, лидеров общественного мнения в каждом районе, составить "проблемные" карты по ним, описать возможные модели поведения групп общественной активности".
В ЮЗАО все районы объявили идентичные конкурсы на "мониторинг актуальных проблем и прогнозирование формирующихся тенденций", а также исследования общественного мнения для управ и муниципальных собраний. Все 12 конкурсов выиграл Центр политических технологий (2,4 млн руб. за каждый). Компания должна провести опросы (две волны по 2 тыс. респондентов на район) и дать рекомендации "по снижению социальной напряженности и урегулированию конфликтов".
Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов провела конкурс на "информационно-аналитическую поддержку" своей деятельности, в которой особый акцент сделан на "институте общественных советников". Напомним, оппозиция не раз обвиняла власть в использовании таких советников для агитации за своих кандидатов. Конкурс выиграло ООО "Модерн Ист Коммуникейшн Девелопмент" (5,4 млн руб.).
Как ранее писал "Ъ", по словам источников, близких к мэрии, исследования проводятся перед сентябрьскими муниципальными выборами. "Это связано и с муниципальными, и с мэрскими выборами",— отмечает политолог Николай Миронов, поясняя, что оппозиционный депутатский корпус может создать проблемы с "муниципальным фильтром". Поэтому власть, по его словам, стремится заранее понять, где есть "проблемные точки, и зачистить их для формирования более лояльного и управляемого корпуса депутатов". Эксперт подчеркивает, что контракты подразумевают "не только исследования, но и технологическую работу — что делать с инициативными группами, стоит ли их возглавить, структурировать, раздробить или маргинализовать". "С точки зрения идеальной системы такие вещи, конечно, не должны делаться за счет бюджета — это игра в одни ворота. Но у нас это всегда делается именно так",— говорит он. В мэрии Москвы вчера не смогли прокомментировать конкурсы.