«У Роскомнадзора обширные возможности для борьбы»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о перспективах Telegram
Администраторы Telegram-каналов предупредили о возможной блокировке мессенджера в России и призвали Павла Дурова пойти навстречу российским властям. Специалист по информационным технологиям Роман Ивлиев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Марата Кашина.
— Насколько технически сложно перекрыть доступ к мессенджеру Telegram, есть ли необходимые технические ресурсы у Роскомнадзора, чтобы эту блокировку осуществить?
— Проблему можно поделить на две части. Первая относится к большинству пользователей — это блокировка через отключение приложений из AppStore, из GooglePlay и из других магазинов и источников. Блокировка сайтов, то есть доменных имен, блокировка IP-адресов, это все делается достаточно просто, и на примере LinkedIn это уже было проделано. То есть возможности есть. Если речь идет об этом, это коснется достаточно большого количества пользователей. Если администрация Telegram не согласится на сотрудничество с Роскомнадзором, как, например, это сделали ребята из WeChat китайского, то можно начать применять тяжелую артиллерию в виде, например, DPI-оборудования, которое на уровне сети умеет анализировать пакеты и позволит дополнительно производить отключения, то есть, обойти хитрецов, которые используют всякие VPN-тоннели, анонимные прокси-сети типа TOR и прочего для обхода запретов.
То есть эти возможности есть, но вот именно на уровне оборудования я думаю, что не все операторы смогут поддержать эту инициативу, потому что оборудование дорогостоящее, там хорошая железка порядка $100 тыс. стоит, и какие-то региональные, наверное, не смогут операторы. Но в целом если Роскомнадзор реально встанет на тропу войны, то у него очень обширные возможности для борьбы. Всех не закроют, но очень сильно ударят.
— СМИ сообщают, что если будет блокировка со стороны Роскомнадзора, то будет перекрыт доступ не только к сайту мессенджера, но и к мобильным приложениям, и что они будут удалены из онлайн-магазинов.
— Да, это очень просто сделать, это делалось неоднократно уже. И убрать доступ к магазинам, закрыть IP-адреса, закрыть порты, запретить какую-то коммуникацию непосредственно с серверами чатов этих, мессенджеров. Опять же пример хороший LinkedIn: приложение повисело на тех телефонах, где было установлено, но из магазинов его убрали. Магазины сотрудничают очень четко, им совершенно не хочется ругаться с властями, потому что у них это бизнес.
— Это понятно. Скажите, Роман Сергеевич, если администрация Telegram пойдет на уступки, предоставит доступ к данным, будет ли это угрожать безопасности пользователей, насколько уязвимы будут их данные?
— Тут вопрос такой, что именно передают по этим каналам. Безусловно, несмотря на то, что Telegram шифрует все свои эти сообщения — сейчас появились опять так называемые шифрованные каналы, когда сам Telegram не сможет их расшифровать, — то в принципе частично может быть угроза каким-то данным, но не больше чем сейчас, грубо говоря. На мой взгляд, Роскомнадзор хочет просто взять это дело под контроль и в моменте иметь возможность получать доступ к каким-то переговорам, например, потенциальных вредителей. То есть если они будут предполагать, что по этому каналу идет обмен какой-то информацией нехорошей, они могут потребовать эту информацию. А на рядовых пользователях, скорее всего, это вообще никак не отразится.
— Но их будут прослушивать при желании, правильно?
— При желании да, но тут важно понимать, что объемы колоссальные, и для того, чтобы это желание возникло, нужно где-то засветиться по нехорошей линии, по криминалу или еще где-то. Просто так вы никому не интересны. Есть куча источников информации о вас, типа соцсетей и прочего, где вы и так все сами про себя рассказываете.