Как украинцы пользуются услугами российских интернет-компаний
16 мая президент Украины Петр Порошенко подписал указ, который, в частности, запретил работу в стране российских интернет-компаний Mail.ru Group, «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Яндекс». О масштабах деятельности этих компаний на Украине — в справке “Ъ”.
В феврале 2017 года социальная сеть «ВКонтакте» (входит в Mail.Ru Group) зафиксировала рекорд посещаемости на Украине — 16 млн уникальных пользователей в сутки. В апрельском рейтинге самых популярных сайтов украинского сегмента интернета, составленном Kantar TNS, сеть «Вконтакте» оказалась на третьем месте (среди соцсетей — на первом). Охват аудитории составил 78,3%. В марте 2012 года «ВКонтакте» открыла официальное представительство в Киеве.
В феврале 2017 года сообщалось, что ежемесячная украинская аудитория соцсети «Одноклассники» составляет 9,5 млн человек. При этом ежедневная аудитория оценивалась в 5,4 млн пользователей. Основные пользователи — украинцы в возрасте 26–35 лет, их доля составляет более 30% как среди мужчин, так и среди женщин. 4,7 млн украинцев заходят в соцсеть с мобильных устройств. По данным TNS за апрель 2017 года, «Одноклассники» заняли девятое место среди самых популярных сайтов на Украине украинского сегмента интернета с долей 46,9%.
С сентября 2005 года в Киеве работает представительство компании «Яндекс». По данным LiveInternet, доля поисковика на Украине составляет около 26% (второе место после Google, доля которого превышает 70%). Ежемесячно сервисами «Яндекс. Украина» пользуются более 11 млн человек старше 15 лет (без учета мобильных приложений). Самыми популярными являются «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Почта», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Маркет», среди мобильных — «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Музыка». Месячная аудитория сервиса «Яндекс. Почта» в марте составила 1,36 млн человек.
В декабре 2008 года Mail.ru Group открыла свое первое зарубежное представительство на Украине. Среди поисковиков Search.Mail.ru занимает третье место с долей около 3%. Среди самых популярных сайтов Mail.ru, по данным TNS, занимает четвертое место с долей 62,3%. В целом, по данным Mail.Ru, от введенных 16 мая санкций пострадают 25 млн жителей Украины, которые «общаются на блокируемых платформах со своими друзьями».