Украина удалилась из друзей
Российские социальные сети и IT-компании попали под санкции
«Яндекс», Mail.Ru Group, «ВКонтакте» и «Одноклассники» впервые попали под запрет на Украине — местным интернет-провайдерам велено заблокировать доступ к этим ресурсам на три года. Под санкциями также крупные российские IT-компании 1С, ABBYY, «Ай-Теко», «Парус» и подконтрольная МТС «Энвижн Груп». Только программой «1С:Предприятие» на Украине пользуется около 300 тыс. клиентов: ее местному правообладателю придется прекратить продажу, хотя он обещает продолжить обновлять продукты. А в «Парусе» решение украинских властей расценивают как давление и планируют оспаривать его в суде.
Указ президента Украины Петра Порошенко запрещает интернет-провайдерам в этой стране оказывать пользователям услуги по доступу к сервисам «Яндекса», в том числе к поисковому и почтовому сервисам, «Яндекс.Такси», «Яндекс.Новости» и др. Также запрещается доступ к сервисам Mail.Ru, включая социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Санкции против интернет-компаний введены на три года.
Столько же будут действовать санкции и против российских IT-компаний, также впервые попавших под ограничение. Среди них разработчики программного обеспечения «1С», ABBYY, «Ай-Теко», «Энвижн Груп», корпорация «Парус», «Софтлайн», «Корус Консалтинг СНГ», «Сапран Груп», «Галактика Центр», «Мастердата», «Монт», «Аскон», «Политерм» и др. В санкционном списке при этом оказались их украинские «дочки», которые, по данным Kartoteka.ru, уже находятся в стадии ликвидации — например, «Ай-Теко Украина», «Софтлайн Групп Украина», «Аби Украина ЛТД», «Энвижн-Украина», «Монт УА».
«Будем перестраиваться, но не уйдем»,— сообщил “Ъ” гендиректор «Монт» Дмитрий Москалев. Представитель «Ай-Теко» сообщила, что у компании и так уже давно нет проектов и офиса на Украине. В МТС не комментируют включение в санкционный список «Энвижн Групп». В ABBYY сообщили RNS, что пока уточняют влияние санкций, пояснив, что ликвидация «Аби Украина ЛТД» связана с «технической реструктуризацией». На сайте украинского филиала «Паруса» размещено сообщение, в котором компания называет попадание в санкционный список неправомерным, расценивает его как давление и сообщает, что будет его обжаловать.
Софтом «1С:Предприятие» на Украине пользовались 300 тыс. клиентов. «Скайлайн Софтвер», украинский правообладатель «1С», продолжит обеспечивать обновления для существующих клиентов, но не сможет продавать новые продукты. «Мы направили письма в СНБО и СБУ (Совет национальной безопасности и обороны и Службу безопасности Украины.— “Ъ”), и мы надеемся, что данное решение будет изменено или отменено. Пока этого не случилось, мы будем продолжать поддерживать наших клиентов и предоставлять им обновления. Мы найдем пути для этого»,— заверил директор «Скайлайн Софтвер» Вадим Мазур (цитата «Интерфакс»). «Еврософтпром», еще один украинский правообладатель «1С», попавший под санкции, также утверждает на своем сайте, что партнеры «1С:Франчайзи» продолжают оказывать услуги по обновлению продуктов и техподдержке «1С:Предприятия». В российской «1С» решение президента Украины не комментируют.
«Фактически указ блокирует “1С” на Украине, все деньги, активы, запрещает для “1С” передачу интеллектуальных прав. Это означает, что в скором времени будет парализована работа и предприятий малого и среднего бизнеса в стране, и ряда госструктур»,— считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.
В российских интернет-компаниях согласны, что санкции в большей степени отразятся на самих украинских пользователях. «Это санкции против 11 млн украинских пользователей, которые ежемесячно выбирают наши сервисы, и против тысяч украинских организаций, которые используют наши технологии и сервисы для развития своего бизнеса»,— заявил во вторник «Яндекс». На бизнес самого «Яндекса», по мнению компании, «санкции не окажут негативного влияния».
В пресс-службе «ВКонтакте» напомнили, что социальная сеть остается самой популярной на Украине с ежемесячной аудиторией 16 млн человек, подчеркнув, что «всегда обходили политику стороной». «Мы надеемся, что интересы наших пользователей останутся на первом месте. Вместе мы найдем способ оставаться на связи, и 9,5 млн украинских пользователей ОК, наши партнеры и рекламодатели смогут пользоваться сервисами социальной сети так, как они привыкли»,— заявили “Ъ” в «Одноклассниках».
Экс-руководитель «Яндекса» на Украине Сергей Петренко считает блокировку интернет-сервисов «невозможной операцией». «Вы знаете, как это происходит в РФ с Роскомнадзором, так вот на Украине нет такой инфраструктуры и организации, которая в определенное место положит список адресов и обяжет всех провайдеров его скачивать и применять. Хотя кто-то, может, заблокирует по доброй воле, но я не думаю, что провайдеры у нас в этом отношении осторожные»,— говорит он. «Если предположить, что это все заблокируется: выбор поисковика, почты и т. д.,— что делать людям, которые последние 15 лет переписывались с адресами на Mail.ru или на “Яндексе”? Поменять все это не так уж и быстро. Проще поменять президента, подписывающего такие дурацкие указы. Мы чисто статистически в среднем чаще меняем президентов, чем браузеры и поисковики»,— заключил господин Петренко.
В ходе исследования 2014 года выяснилось, что только 2% украинских пользователей отказались от «Яндекса» в качестве поисковика из-за того, что он российский, рассказал Сергей Петренко. «Яндекс.Украина» — один из крупнейших налогоплательщиков страны, напоминает он. Компания «имеет грамоты от налоговой, платит миллионы в бюджет и никак формально не связана с Россией», так как основана Yandex N.V. в Голландии. «В общем, эта непонятная ситуация указывает исключительно на непрофессионализм и некомпетентность тех, кто все это готовил»,— считает господин Петренко.
После блокировки крупнейших интернет-ресурсов средний и крупный бизнес перераспределит digital-бюджеты и выполнит KPI, поэтому проблемы прежде всего затронут малый бизнес и индивидуальных предпринимателей, которые ведут продажи на «ВКонтакте», уверен директор digital-агентства UaMaster Евгений Шевченко. При этом Google сейчас занимает лидирующее положение в поиске и сможет довести долю почти до 100%, прогнозирует он. «Более интересная ситуация с социальными сетями: “ВКонтакте” и “Одноклассники” сейчас лидируют по охвату. Эти аудитории распределятся между Facebook, Twitter, Instagram и другими сетями. Как именно — пока непонятно»,— рассуждает эксперт.