Земля государственной важности
Какие территории смогут изымать ФСБ и ФСО
Силовым ведомствам разрешили по собственному решению изымать земли для государственных нужд. Такое право вслед за Федеральной службой охраны получила Федеральная служба безопасности. Какие участки смогут изымать силовики? И какие компенсации получит собственник? Выясняла Полина Смертина.
Силовые ведомства добились исключительных прав на имущество. Владимир Путин накануне своим указом разрешил Федеральной службе безопасности изымать участки и объекты недвижимости «в пределах своих полномочий» для государственных нужд. Ранее президент наделил таким правом и Федеральную службу охраны. Оба ведомства направляли запросы в Кремль еще в прошлом году.
В ФСБ пояснили, что такие полномочия ей нужны для решения земельных вопросов в пограничной зоне. Например, службе необходимо обустроить участки границы с Эстонией, Белоруссией, Грузией и другими странами. В ФСО заявили, что право на изъятие земель необходимо службе для «обеспечения объектов государственной охраны». Список таких объектов достаточно большой, пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Это не только резиденции высших государственных лиц, но и специальные объекты — бомбоубежища, системы защиты. Естественно, к ним прокладывается дорога, система обеспечения. Вот эти участки полностью переходят под контроль Федеральной службы охраны. Мы знаем, что были скандалы с передачей земли бывших земель 9-го Управления КГБ и в Подмосковье, и в других «сладких» местах. Всегда есть повод для злоупотребления, что касается государственного имущества».
Ранее ФСБ и ФСО могли изъять землю только по решению правительства, Росимущества, губернатора или муниципалитета. Теперь процедура стала намного проще – достаточно решения главы силового ведомства. Вместе с земельным участком спецслужбы смогут изъять и объект недвижимости. При этом оспорить решение, касающееся частного дома или коммерческого здания, будет практически невозможно, опасается председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов: «Это увеличение роли и веса силовых министерств. Можно же для любого участка фактически обосновать, почему он необходим для исполнения целей ФСО или ФСБ. Нет четкого перечня оснований, по которым эти участки изымаются. Они могут не разглашать информацию, конкретно для каких нужд, потому что эта информация носит закрытый характер».
Исключительные права на имущество есть и у других ведомств --например, Минкомсвязи и Агентство по недропользованию могут изымать участки по собственному решению.
ФСБ и ФСО также будут действовать самостоятельно, но собственникам должны компенсировать рыночную стоимость имущества и все издержки, отметил партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский: «Всякое бывает в жизни, и ФСБ может заниматься обустройством дач для госслужащих, но давайте будем реалистами: если ФСБ захочет, она это сделает. И давайте не будем путать изъятие с конфискацией. Изъятие ведь возмездное всегда. Все параметры процедуры — предварительное уведомление, возможность оспаривать целесообразность и цену возмещения — сохраняются».
Масштабное изъятие земель для нужд государства происходило в Сочи перед Олимпиадой. По оценкам СМИ, своих участков и домов лишились 2,5 тыс. человек. Примерно 14% из них посчитали себя пострадавшими и пошли в суды. Как сообщали правозащитники из Human Rights Watch, многие собственники вообще не получили компенсаций за потерянное жилье.
Особый порядок изъятия земель действует и при строительстве спортивных объектов для Чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в 11 российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.