Застывшая красота
Стоит ли инвестировать в цветные бриллианты
Цветные бриллианты поставили новый ценовой рекорд. Серьги из этих камней ушли с молотка на аукционе Sotheby's в Женеве более чем за $57 млн и стали самыми дорогими в мире. Будет ли и дальше расти стоимость цветных бриллиантов? Подробности — у Альбины Хазеевой.
Серьги, проданные в Швейцарии, получили название «Аполлон и Артемида». Это особенная пара — два крупных бриллианта грушевидной формы: один розовый, второй голубой. Камни исключительно редкие и торговались по отдельности, но приобрел их в итоге один покупатель. Известно, что он живет в Азии.
В последнее время цветные бриллианты вообще ставят рекорд за рекордом. В прошлом году голубой камень был продан за $57,5 млн, до этого розовый — более чем за $30 млн. В обоих случаях вес был около 15 каратов.
Сегодня такие лоты встали в один ряд с картинами знаменитых художников, отметил обозреватель агентства Rough&Polished Сергей Горяинов.
«Бриллианты фантазийных цветов, тем более если они высокого качества по чистоте, огранке и хороши по размеру, — это действительно аукционный товар. А если камни предлагаются в ювелирном изделии известного мастера с интересным провенансом, то это лот, который можно сравнить с картинами известных живописцев», — заметил он.
За последние десять лет цена на цветные бриллианты выросла более чем в два раза. Knight Frank регулярно включает их в число наиболее доходных альтернативных инвестиций наряду с классическими автомобилями, вином, предметами искусства и коллекционными монетами. Долгое время эти камни недооценивали — в приоритете были бесцветные бриллианты. Сейчас ситуация в корне поменялась: «белые» камни почти не дорожают, а розовые, голубые, зеленые и желтые считаются все более ценными.
Их стоимость будет увеличиваться и дальше, хотя рост производства синтетических камней повышает риски для покупателей, считает гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.
«Даже если речь идет о сотнях тысяч долларов, это, в любом случае, хорошая инвестиция: таких камней в природе очень мало, новых месторождений нет, а старые близки к исчерпанию, — подчеркнул он. — Однако стоит отметить, что сейчас налажен и синтез цветных алмазов. Отличить их от природных простому потребителю невозможно. Это можно сделать только в геммологической лаборатории. Я боюсь, что приток таких цветных синтезированных камней на рынок вызовет некую сумятицу в сознании покупателей».
С цветными бриллиантами есть еще одна сложность: в отличие от прозрачных, на них нет единого прейскуранта. Эти камни не похожи друг на друга, и в каждом случае цена определяется путем непростых расчетов, сообщил руководитель Геммологического центра МГУ Юрий Шелементьев.
«Приходится отслеживать результаты торгов Sotheby's, Christie's и других аукционных домов, чтобы понять динамику ценообразования. Кроме того, сейчас на первичном рынке существует несколько международных дилеров, которые такие камни предлагают», — пояснил он.
Несмотря на уверенность экспертов в том, что цветные бриллианты будут дорожать, инвесторы воспринимают их, скорее, как защитный актив. Продать камни за короткий срок может и не получится, и обладатель таких драгоценностей должен иметь возможность терпеливо ждать подходящего момента на рынке.
Один из самых важных критериев при оценке фантазийных бриллиантов — интенсивность цвета. Чем она выше, тем дороже камень. Наиболее дорогие и редкие бриллианты — насыщенные красные. В природе почти нет таких камней весом более одного карата.