Договорились на берегу
Алексей Пантыкин (Robb Report) об украшениях на Каннском кинофестивале
В самом разгаре 70-й Международный Каннский кинофестиваль. Он, как и всегда, привлекает внимание всего мира не только новыми яркими фильмами, громкими дебютами и долгожданным объявлением победителей, но и роскошными платьями и драгоценностями, которые по случаю надевают звезды.
Проход по красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля давно уже стал отдельным социокультурным явлением. Весь непростой процесс подготовки, ему предшествующий,— от выбора платьев и аксессуаров до разработки настоящей логистической операции, благодаря которой руки и шеи звезд украшают лучшие драгоценности мира, созданные самыми знаменитыми ювелирными домами,— отлажен не хуже, чем в Голливуде. А ведь еще 30 лет назад в Европе на международных кинофестивалях ничего подобного не существовало. Актрисы появлялись на открытиях и премьерах в собственных туалетах, которые сами же заказывали (кто у Dior, а кто у знакомой портнихи). Похожим образом обстояли дела и с украшениями: Harry Winston, а за ними Tiffany & Co., Fred Leighton с середины 1940-х начали одалживать свои украшения для мероприятий вроде церемонии вручения премий "Оскар", но мало кто из американцев отваживался везти их через океан.
Поэтому на европейских кинофестивалях надевали у кого что было. Элизабет Тейлор появилась в Канне в 1957 году в викторианской бриллиантовой тиаре, Софи Лорен с завидным постоянством демонстрировала любовь к Bulgari. А вот Моника Витти и Джейн Биркин прохладно относились к ярким драгоценностям и не стеснялись этого на красной дорожке.
Последние два десятка лет великолепием нарядов и блеском бриллиантов Каннский фестиваль ничуть не уступает оскаровской церемонии. Представители крупнейших модных домов приезжают на Лазурный берег с одеждой из последних коллекций для любого случая, от кинопремьеры до коктейля на яхте. А по концентрации ювелирных украшений самых известных в мире марок в дни проведения фестиваля с Канном не сравнится ни один другой город.
В 1997 году на 50-м фестивале совет директоров принял решение поручить разработку нового дизайна главной награды кинофорума — Золотой пальмовой ветви — швейцарской ювелирно-часовой компании Chopard и ее сопрезиденту и креативному директору Каролине Шойфеле. Таким образом, 18-каратное золото для отливки ветви было заменен 24-каратным, массивное основание из цельного прозрачного хрусталя получило огранку "изумруд", а на место красного футляра пришел синий. С 1998 года Chopard, ставшая официальным партнером кинофестиваля, помимо Золотой пальмовой ветви ежегодно изготавливает призы для лучших актера и актрисы и "Золотую камеру" за лучший дебют.
Это партнерство навело Шойфеле на мысль по примеру американских коллег предлагать актрисам, в том числе и голливудским, надевать на красную ковровую дорожку украшения Chopard (к тому времени компания уже делала большие успехи в haute joaillerie, дизайн украшений направления придумывала сама Каролина).
Следующие два проекта лишь подтвердили особый статус Chopard и ее роль в жизни Каннского фестиваля. В 2001 году марка стала учредительницей премии Trophee Chopard, ежегодно присуждаемой молодым актерам. А в 2007 году в честь десятилетия партнерства состоялась премьера специальной коллекции haute joaillerie, названной Red Carpet. В нее вошли 60 (по номеру кинофестиваля) уникальных украшений. "Есть большая разница между тем, какие украшения выбирают в Голливуде и какие — в Канне,— говорит Шойфеле.— Голливудские церемонии исключительные, там ты находишься под прицелом камер только один вечер, в то время как фестиваль продолжается 12 дней и включает множество мероприятий. Голливуд больше тяготеет к классике, бриллиантам, небольшим колье или подвескам. Здесь же люди раскованнее, они не скрывают своего "я", может быть, поэтому они выбирают яркие крупные ожерелья, или массивные браслеты, или серьги-люстры". В этом году во время фестиваля показывается юбилейная, десятая коллекция Red Carpet, состоящая из 70 предметов.
В 2013 году вместе с Red Carpet впервые была представлена капсульная коллекция под названием Green Carpet. Ее создание — результат присоединения в 2013 году Chopard к движению Green Carpet Challenge (GCC), возглавляемому Ливией Ферт, креативным директором проекта Eco-Age, привлекающего внимание к проблемам экологии. Одна из целей GCC — призвать производителей товаров класса люкс и их потребителей к экологической ответственности. Присоединившись к GCC, Chopard поддержала некоммерческую организацию Южной Америки Alliance for Responsible Mining (ARM), помогающую небольшим компаниям-золотодобытчикам, объединяющую их и дающую им тем самым возможность выходить на международный рынок. Этическим стандартам отвечали и бриллианты, поставкой которых занималась антверпенская фирма IGC Group, как и Chopard, входящая в Responsible Jewellery Council — некоммерческую организацию, сертифицирующую компании и контролирующую соблюдение этических норм. В честь этого партнерства, предполагающего соблюдение прав человека, контроль условий труда, заботу об экологии и экономическом развитии, была придумана коллекция Green Carpet из золота, добытого на южноамериканских приисках и сертифицированного знаком ARM — Fairmined. Первые украшения — бриллиантовые браслет и серьги — выбрала для каннской премьеры фильма "Кровные узы" француженка Марион Котийяр. Теперь из золота Fairmined отливается и Золотая пальмовая ветвь. В прошлом году Chopard заключила партнерство с Gemfields Group, крупнейшим в мире поставщиком цветных камней, чья деятельность полностью соответствует стандартам GCC. Именно на контролируемых им шахтах в Замбии были обнаружены превосходные изумруды. Два из них — в 10 и 11 карат — украсили пару серег Chopard, а третий весом 10,3 карата — коктейльное кольцо марки. В этих драгоценностях в прошлом году на открытии фестиваля появилась актриса Джулианна Мур.
Chopard — главная, но не единственная марка, которую звезды выбирают для Каннского фестиваля. В прошлом году здесь присутствовали de Grisogono и Bulgari, в меньшей степени — Cartier, если, конечно, не считать огромной личной коллекции драгоценностей ювелирного дома шейхи Мозы бин Насер аль-Миснед, прибывшей на фестиваль вместе с владелицей.
Есть и знаменитости, которые предпочитают надевать на фестиваль одно, максимум два некрупных украшения, пусть даже собственные, а то и вовсе обходиться без них. Например, режиссер София Коппола появилась лишь в паре браслетов марки Verdura, а актриса Руни Мара вышла на красную дорожку и вовсе без украшений.
Все чаще стала мелькать на каннских событиях молодая, но уже хорошо известная французская марка Messika. Ее современные, но деликатные бриллиантовые украшения вот уже несколько лет можно увидеть на очаровательных молодых актрисах и моделях вроде Сабрины Уазани, Барбары Палвин или Кристен Стюарт. Исключение составляет лишь американка Ева Лонгория, большая поклонница бренда, в прошлом году не раз надевавшая украшения Messika.