Клиенты Exist.ru перешли на обслуживание в Роспотребнадзор
Граждане обвиняют интернет-магазин в утечке персональных данных
Несколько клиентов одного из крупнейших в России интернет-магазинов по продаже автозапчастей Exist.ru пожаловались на компанию в Роспотребнадзор. Авторы жалоб считают, что их персональные данные с сайта попадают к третьим лицам. В Exist.ru считают обвинения информационной атакой со стороны конкурента — Isnext.ru, созданного сооснователем Exist.ru Владиславом Доморацким.
В апреле 2017 года несколько покупателей Exist.ru подали в Роспотребнадзор жалобы на то, что их персональные данные передаются третьим лицам. В распоряжении "Ъ" оказались копии жалоб жителей Псковской и Орловской областей. Клиенты сайта, с которыми удалось связаться, подтвердили "Ъ", что их "принудительно перевели в новые офисы обслуживания компании". В Роспотребнадзоре не смогли оперативно ответить на запрос "Ъ".
В "А+А Эксист Инфо" (владеет товарным знаком и сайтом Exist.ru) считают обвинения несостоятельными. При регистрации на сайте клиент соглашается с тем, что "А+А Эксист-Инфо" может получать, хранить и использовать персональные данные в целях обеспечения оформления договоров с торговыми организациями, оповещения, проведения платежей и взаиморасчетов, пояснил "Ъ" IT-директор компании Дмитрий Калиновский. Таким образом, передачу данных новому партнеру нельзя считать нарушением, уверен он.
Договоры на сайте Exist.ru заключались через компанию "Эксист-М", контролирующуюся структурой сооснователя Exist.ru Владислава Доморацкого. Эта же компания обеспечивала Exist.ru сетью из 130 офисов. Но, как сообщал ранее "Ъ", в январе 2017 года господин Доморацкий продал свою долю в "А+А Эксист-Инфо", после чего создал конкурирующий проект — Isnext.ru. 27 апреля "Эксист-М" разорвала отношения с Exist.ru.
В "Эксист-М" заявили "Ъ", что также получали жалобы от клиентов Exist.ru, сообщавших, что "их заказы переведены на офис неудобного партнера, зачастую ИП или недавно зарегистрированного юридического лица с признаками "однодневки"". Как сообщил "Ъ" представитель господина Доморацкого, конфликт между "А+А Эксист Инфо" и "Эксист-М" начался отчасти и потому, что нынешнее руководство Exist.ru "не придавало должного значения" информационной безопасности клиентов и их данных.
Источник "Ъ", знакомый с позицией Exist.ru, отмечает, что в компании рассматривают жалобы клиентов как часть "информационной атаки" со стороны "Эксист-М". По его мнению, "Эксист-М" пытается "перетянуть клиентов Exist.ru" на свой новый сайт Isnext.ru. Он также ссылается на рекламные видеоролики, запущенные на автозаправках и в фитнес-центрах, в которых сообщается: "Exist теперь на Isnext.ru". По данным самого Isnext.ru, за первые две недели мая регистрацию на сайте прошли несколько сотен тысяч клиентов, в том числе новых, ранее не имевших регистрации на Exist.ru. По состоянию на 16 мая аудитория Isnext.ru достигла 40 тыс. в день.
Сложившаяся ситуация — классический пример недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом, считает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. По его мнению, обе конкурирующие компании могут правомерно обрабатывать персональные данные клиентов Exist.ru. Данные, необходимые для заказа товара на сайте, находились в пользовании "А+А Эксист Инфо", а данные, необходимые для заключения договора купли-продажи,— в пользовании "Экзист-М". Таким образом, первая компания распоряжается ими на основании пользовательского соглашения, размещенного на сайте, а вторая — на основании заключенных договоров купли-продажи, констатирует юрист.