Кубань предложит тапки
В Новороссийске откроется завод по производству обуви
ООО «Брис-Босфор» планирует запустить в Новороссийске завод по производству всесезонной обуви. Инвестиции в проект составят 737 млн руб., почти половина этой суммы поступит из Фонда развития промышленности. Компания планирует ежегодно выпускать порядка 12 млн пар обуви, что соответствует приблизительно 10% регионального рынка, и способствовать замещению импортного товара. Данный проект был подписан между администрацией Краснодарского края и компанией на Российском инвестфоруме в феврале 2017 года. Эксперты разошлись во мнениях: одни говорят, что, благодаря девальвации, российское обувное производство стало более эффективным и рентабельным,— другие сомневаются в способности отечественной обуви заменить импорт.
ООО «Ветанна» (входит в состав группы компаний «Брис-Босфор») планирует открыть завод по производству всесезонной обуви в Новороссийске. Производство разместят на базе новороссийской фабрики «Брис-Босфор» на площади 7,5 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций в проект составит 737 млн руб. Фонд развития промышленности профинансирует покупку оборудования на сумму 299 млн руб. «Поддержка фонда даст возможность запустить проект в I квартале 2018 года. Льготный заем Фонда развития промышленности позволит в короткие сроки начать серийное производство качественной отечественной обуви, что будет способствовать замещению дорогого импортного товара»,— сообщила финансовый директор ООО «Ветанна» Анастасия Акулова. По ее словам, реконструкция помещений будущего цеха и закупка необходимого оборудования будут идти параллельно. «Рассчитываем осуществить все работы в течение девяти месяцев»,— сказала представитель предприятия, добавив, что компания намерена ежегодно выпускать не менее 12 млн пар повседневной, домашней и пляжной обуви из кожи, кожзаменителя и других материалов.
По данным администрации Новороссийска, группа компаний «Брис-Босфор» является одним из ведущих производителей обуви в России. Предприятие выпускает женскую, мужскую, детскую и подростковую обувь экономкласса. За 2016 год компания отгрузила потребителям продукции на сумму 2,47 млрд руб., увеличив показатель 2015 года на 56%. Выпуск обуви в натуральном выражении составил 14,7 млн пар. За I квартал 2017 года объем отгруженной продукции составил 416,8 млн руб. (85% к уровню I квартала 2016 года).
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Брис-Босфор» зарегистрировано 9 ноября 1999 года, уставный капитал составляет 93 тыс. руб. Выручка от продажи в 2015 году составила 1,6 млрд руб., валовая прибыль — 237,1 млн руб., чистая прибыль — 216,3 тыс. руб.
Протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций заключили власти Краснодарского края и группа компаний «Брис-Босфор» в феврале 2017 году на Российском инвестиционном форуме. В рамках соглашения департамент промышленной политики Краснодарского края помог компании подготовить пакет документов в Фонд развития промышленности для получения займа.
По данным ФРП, в настоящее время российский рынок обуви является одним из крупнейших в мире, ежегодный объем потребления составляет порядка 400 млн пар. При этом российские обувные фабрики обеспечивают до 40% спроса на внутреннем рынке — остальной спрос покрывается импортом.
По информации департамента промышленной политики Краснодарского края, кубанские производители обуви занимают более трети российского рынка. В 2016 году предприятиями региона было отгружено товаров собственного производства на сумму более 3 млрд руб., рост производства обуви составил свыше 50%.
По словам вице-губернатора Краснодарского края Сергея Алтухова, большим плюсом проекта является выгодное логистическое положение: предприятие часть сырья импортирует, а готовую продукцию экспортирует и отправляет в другие регионы России через новороссийский международный морской порт.
Фонд развития промышленности был создан в 2014 году по инициативе Минпромторга РФ в качестве инструмента модернизации российской промышленности. Он предлагает льготные условия софинансирования проектов — займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн руб. В настоящее время на рассмотрении фонда находится еще восемь проектов от Краснодарского края, претендующих на получение займов. Всего за два года работы ФРП одобрил около 200 проектов по стране.
По мнению директора группы компаний «Обувь России» Антона Титова, на обувном рынке страны происходят серьезные перемены. «Девальвация рубля, запрет на импорт в госзакупках и обнищание населения в одночасье изменили условия для бизнеса. В 2015 году потребление обуви в России упало почти до двух пар обуви в год — это уровень физического износа. Дальше падать некуда: мы достигли минимального уровня потребления»,— говорит господин Титов, добавляя, что люди пообносились и вынуждены покупать новые сапоги и ботинки. «После кризиса 2009 года продажи обуви увеличились сразу на четверть. Сейчас такой мощный „отскок“ невозможен, но в росте на 3—5% в год я не сомневаюсь. До сих пор россияне носили в основном импортную обувь. Однако в прошлом году импорт обуви в Россию сократился в натуральном выражении на 30—40%. Девальвация создала предпосылки для расширения отечественного производства. Обувной рынок стабилизировался еще осенью прошлого года.
Сейчас, по разным оценкам, в России выпускается от 50 до 80 млн пар в год. В 2015 году отечественные фабрики выпустили на 20—30% пар обуви больше, чем годом ранее»,— сообщил господин Титов. По его словам, благодаря девальвации, российское обувное производство стало более эффективным и более рентабельным, а производство некоторых позиций обуви в России сейчас обходится на 30% дешевле, чем в Китае.
Руководитель консалтингового агентства «Советникъ» Максим Орешин не разделяет такого оптимизма. По его словам, компании не стоит рассчитывать заместить импорт. «Покупательская способность упала, с этим не поспоришь. Однако экономия и заключается в том, чтобы купить одну пару качественной обуви, а не три дешевой. Речь не идет о покупке брендовых вещей, однако люди не откажутся от покупки итальянской пары в угоду российской»,— уверен эксперт.