Адское место
Виктор Лошак — о новом проекте столичных властей
За войной вокруг сноса пятиэтажек никто не заметил, как мэрия собралась закупорить Тверскую улицу, начав после 11 лет реконструкции новый многолетний этап переделки площади у Белорусского вокзала. Журналист Виктор Лошак вспомнил историю вопроса.
Хочу сказать сразу: я здесь не живу и, если можно, никогда не езжу. Мне трудно сказать, почему именно Тверскую заставу – конец главной улицы страны и тесный сбег дорог, мостов и рельсов — решили мучить все, начиная от Лужкова и заканчивая Собяниным.
Была у Юрия Михайловича такая прекрасная розовая мечта — закопаться на площади перед Белорусским вокзалом и создать здесь 113 тысяч метров магазинов и платных автостоянок. Да что там! Решили строить еще один мост через железнодорожное полотно: в сторону области едешь по одному мосту, обратно – по другому. У мечтателей, создававших проект «Большой Ленинградки», не было удержу. Четыре подземных тоннеля, еще и надземные автостоянки… Инвестору дали возможность построить между Лесной и Бутырским валом офисный городок. Тем и закончилось светлое будущее Тверской заставы.
Послушайте, весь этот ад, когда машины в один ряд выползали с Лесной и Брестских, длился 11 лет! Вы знаете где-нибудь столицу, в центре которой 11 лет перестраивают связанную с главной улицей дорогу?
Когда в Москву пришла новая администрация, строительный зам пообещал через два-три года все здесь завершить ради создания в районе транспортного узла. И завершили. Десятки тысяч москвичей выдохнули – худо-бедно через Белорусскую теперь можно проехать.
Я не знаю причину, по которой московской власти так неймется. Перемирие на Тверской заставе заканчивается. Оказывается, Москва – город трамваев! И действительно, если век назад Аннушка где-нибудь на Патриарших разливала масло, то и тогда это были трамвайные рельсы. Но это было век назад, а радость негаданно пришла сейчас – Москомэкспертиза утвердила проект строительства трамвайных путей на площади Тверская застава. Все будет в лучшем виде: у Белорусского вокзала построят трамвайное полотно с повышенной платформой и павильоны для ожидающих. В городской газете статья называется «Трамвай “Желание”». Если послушать тех, кто здесь ездит, то это, наверное, будет «Трамвай “Проклятие”». А как еще в этом диком потоке будут называть трамвай, который пойдет поперек Тверской улицы? Какой смысл во всем этом многомиллиардном проекте скоростной Ленинградки, если поперек нее ползает трамвай? И опять здесь реконструкция на годы…
Начинает казаться, что московская война с автомобилями имеет какую-то неочевидную сверхзадачу.
Может быть, московский средний класс неправильно голосует или пора возить под лобовым стеклом какой-нибудь портрет? Или это месть одних строителей другим за то, что люди купили у них квартиры на окраинах за МКАДом — в Химках и Зеленограде — и теперь вынуждены передвигаться на машинах?
Пешеходы, кстати, тоже иногда садятся в автомобиль.