К сроку за экстремизм прибавили надзор
Госдума определила порядок перевоспитания освобожденных граждан
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вводящий административный надзор за освобожденными гражданами, которые были осуждены по статьям террористической и экстремистской направленности. Депутаты отмечают, что это необходимо для профилактики рецидивов. Эксперты напоминают, что большая часть осужденных за экстремизм — это пользователи соцсетей.
Законопроект, принятый Госдумой в третьем чтении, устанавливает административный надзор для граждан, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности, а также за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, пояснил “Ъ” заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Под надзором гражданин должен отмечаться от одного до четырех раз в месяц в полиции, также ему могут ограничить передвижение по стране и запретить выезжать из города или выходить из дома в определенное время.
Сейчас надзор устанавливается за теми, кто признавался в местах лишения свободы злостным нарушителем. «Надзор назначается с освобождения до погашения судимости. Срок погашения судимости указан в ст. 86 УК РФ. Например, за тяжкие преступления — это восемь лет с момента освобождения, а за особо тяжкие — десять лет»,— пояснил “Ъ” руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2014 году. В пояснительной записке говорилось о росте преступлений террористической и экстремистской направленности — с 1127 в 2009 году до 1557 в 2013-м. «Многие осужденные за такие преступления не прекращают экстремистскую деятельность после освобождения: около 70% освободившихся сторонников радикальных структур принимают участие в экстремистских акциях»,— говорится в записке, подготовленной комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, который тогда возглавляла Ирина Яровая, ныне вице-спикер Госдумы. Депутаты предложили ввести административный надзор за освобожденными гражданами «с целью оказания на таких лиц индивидуального профилактического воздействия».
«Надо понимать, кто эти преступники: большая часть обвиненных в совершении преступлений экстремистского характера осуждена за публикации во “ВКонтакте”»,— указал “Ъ” Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова», ведущего мониторинг проявлений нацизма и ксенофобии в России. По его словам, это либо русские националисты, либо радикальные исламисты. «Вслед за ними по численности идут члены запрещенных в России организаций — в основном “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами”. Остальные категории довольно малочисленны»,— говорит господин Верховский. Он отмечает, что за членами запрещенных организаций после их освобождения спецслужбы и так ведут оперативную слежку. «Но если говорить о пользователях “ВКонтакте” — насколько важно, что они будут под надзором?» — спрашивает глава «Совы». «Это продолжение многолетнего тренда по поражению в правах осужденных за экстремизм. Им сейчас нельзя учреждать НКО, заниматься преподавательской деятельностью, работать на госслужбе»,— говорит Павел Чиков. По его словам, в европейских странах надзор является частью профилактической работы с бывшими осужденными, «но в России человек просто приходит раз в месяц в полицию и отмечается. Больше никакой работы не предполагается».