Иран колеблется между опросами
Соперник действующего президента неожиданно оказался фаворитом выборов
В Иране сегодня пройдут президентские выборы, которые фактически станут референдумом о доверии к курсу реформ и нормализации отношений с Западом, провозглашенному четыре года назад действующим главой государства Хасаном Роухани. Добивающемуся переизбрания президенту противостоит экс-генпрокурор Эбрахим Раиси, возглавивший консерваторов и, по данным последнего опроса агентства Fars, лидирующий с небольшим отрывом. Эбрахим Раиси рассчитывает сыграть на широком недовольстве политикой своего оппонента. Консерваторы обвиняют Хасана Роухани в неспособности решать острейшие социально-экономические проблемы, главной из которых остается высокий уровень безработицы и инфляции, и в неготовности противостоять растущему внешнему давлению на Иран, в котором задает тон новый президент США Дональд Трамп.
Гонка на выбывание
Вчерашний день — последний перед президентскими выборами 19 мая — стал для Ирана днем тишины. Обратившийся накануне к нации духовный лидер Исламской Республики аятолла Али Хаменеи напомнил, что "Иран находится в неспокойном регионе", однако, по его словам, это не должно нарушить ход голосования. "День выборов должен стать по-настоящему праздничным",— заявил аятолла Хаменеи, стоящий над президентом, на вершине пирамиды власти в Исламской Республике, созданной в 1979 году.
Президентские выборы в Иране станут кульминацией большого избирательного сезона 2017 года: в эту пятницу в стране также пройдут выборы в местные советы. О беспрецедентном интересе к президентским выборам свидетельствует тот факт, что принять участие в них попыталось рекордное в истории Исламской Республики число претендентов — 1636 (1499 мужчин и 137 женщин). Подавляющее большинство из них, впрочем, так и не прошло через фильтр наблюдательного совета, состоящего из влиятельных шиитских богословов и юристов (этот орган проверяет претендентов на предмет их компетентности и благонадежности).
В итоге в бюллетени для голосования были внесены имена шести финалистов: Хасан Роухани, бывший генпрокурор Эбрахим Раиси, мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф, первый вице-президент Эсхак Джахангири, экс-министр культуры Мостафа Мирсалим и бывший министр промышленности Мостафа Хашеми Таба. При этом реальные шансы бороться за президентское кресло были лишь у "большой тройки" — Роухани, Раиси, Галибаф.
Замеры общественного мнения показывали: маятник симпатий колеблется. Так, проведенный 7-8 мая опрос иранской социологической службы ISPA выявил лидерство Хасана Роухани, о поддержке которого заявили 42% избирателей. Как следует из этого опроса, Эбрахим Раиси может рассчитывать на 27% голосов, в то время как Мохаммад Багер Галибаф — на 25%.
Другой опрос International Perspectives on Public Opinion (IPPO), проведенный спустя несколько дней, отдал Роухани 29%, Галибафу — 12% и Раиси — 11% (при более чем 20% неопределившихся). Если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, будет назначен второй тур.
Однако самый последний опрос агентства Fars, обнародованный во вторник, показал совершенно другую картину электоральных предпочтений. Впервые за все время кампании вперед вырвался Эбрахим Раиси — у него 47,9% голосов. По данным Fars, Хасана Роухани поддержат 44,8% избирателей.
Ситуация в президентской гонке предельно обострилась после того, как в понедельник один из тройки лидеров мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф объявил, что снимает свою кандидатуру в пользу Эбрахима Раиси. Это означает, что, получив его голоса, Эбрахим Раиси может существенно увеличить свой электорат и вырвать победу (вероятность такого сценария и подтвердил рейтинг агентства Fars).
У Хасана Роухани нет ресурса для увеличения числа своих сторонников. Вслед за Мохаммадом Багером Галибафом о снятии своей кандидатуры — уже в пользу действующего президента — заявил во вторник первый вице-президент Эсхак Джахангири. Однако учитывая, что его рейтинг составляет менее 3%, это не может радикально переломить ситуацию в пользу Хасана Роухани.
"Президентские выборы в Иране не раз заканчивались с непредсказуемым результатом. Так было на предыдущих выборах 2013 года, когда сенсационную победу одержал единственный реформатор Хасан Роухани, и в 2005 году, когда никто не ждал успеха консерватора Махмуда Ахмадинежада. А 20 лет назад, в 1997 году, произошла еще одна сенсация — приход к власти реформатора Мохаммада Хатами",— пояснила "Ъ" старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи. По ее словам, многое будет зависеть от позиции неопределившихся, на которую в последний момент может повлиять целый ряд факторов — даже пятничная молитва, когда избиратели получат последнее неформальное напутствие в мечетях.
Краш-тест для иранских реформ
Решение имеющего репутацию одного из лидеров консервативного лагеря Мохаммада Багера Галибафа поддержать Эбрахима Раиси стало примером того, на какие неожиданные шаги готовы пойти иранские противники реформ, чтобы привести в президентское кресло своего кандидата. Господин Галибаф принимал участие и в предыдущей кампании 2013 года и даже считался фаворитом той гонки, в которой победил Хасан Роухани. Однако спустя четыре года консерваторы приняли решение объединиться уже вокруг другой фигуры — экс-генпрокурора Раиси.
По иранской политической традиции последних десятилетий президенты находятся у власти два срока. Между тем уже в первой половине первого президентского срока Хасана Роухани его оппоненты открыто заявили, что будут добиваться ограничения его правления четырьмя годами.
Несмотря на то что именно Хасан Роухани стал одним из архитекторов ядерного соглашения с шестеркой международных посредников, достигнутого летом 2015 года и начавшего процесс снятия международных санкций с Ирана, консерваторы считают правление президента-реформатора провалом.
Состоявшиеся 12 мая третьи, финальные теледебаты кандидатов показали, на что делают главный упор критики реформ. Оппоненты возложили на президента вину за сложную социально-экономическую ситуацию в стране, выражающуюся в высоком уровне безработицы, инфляции и коррупции и низком уровне жизни. "Дерево, которое четыре года не приносит плодов, не будет плодоносить. Страна переживает острый кризис, а правительство не может помочь народу",— заявил в ходе дебатов Мохаммад Багер Галибаф, на тот момент еще не снявший свою кандидатуру. Он также обвинил Хасана Роухани и его соратника Эсхака Джахангири в покупке земли за бесценок, призвав конкурентов обнародовать свои налоговые декларации.
"Сложная социально-экономическая ситуация — главный аргумент против правительства реформаторов. Иранский средний класс и малоимущие слои пока не ощутили плодов возращения экономики Исламской Республики в мировое хозяйство и притока иностранных инвестиций. При этом сама экономическая модель, представляющая собой причудливое сочетание элементов многоукладности, социалистического хозяйствования с преобладанием госсектора и так называемой исламской экономики, остается неэффективной",— пояснил "Ъ" старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Сотников.
В 80-миллионном Иране, по официальной статистике, насчитывается 7,5 млн безработных, 60% из них — представители молодого поколения, на предыдущих выборах голосовавшие за Хасана Роухани. За 2015-2016 финансовый год число иранцев, живущих за чертой бедности, увеличилось почти на миллион по сравнению с 2013 годом, когда господин Роухани пришел к власти.
Еще одним аргументом консерваторов становится растущее внешнее давление на Иран, в котором задает тон новый президент США Дональд Трамп, обвиняющий Тегеран в поддержке терроризма и дестабилизации ситуации в регионе. В формирующуюся новую широкую коалицию против Ирана готовы войти Израиль, Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива, а также Турция. В этой ситуации консерваторы настаивают: стране нужна сильная рука, способная сплотить ее против внешней угрозы, и этой рукой должен стать Эбрахим Раиси.