Принудительные работы для избранных
Новый вид наказания за четыре месяца применен к 46 осужденным
По словам министра юстиции Александра Коновалова, с начала года 46 осужденным к лишению свободы в РФ суды заменили наказание принудительными работами. Таковы первые результаты применения альтернативной нормы, включенной в Уголовный кодекс (УК) в 2011 году, но вступившей в силу 1 января 2017 года.
Как заявил министр юстиции Александр Коновалов, суды уже применили альтернативное наказание в виде принудительных работ 46 россиянам. 15 из них уже освобождены по отбытии срока наказания, назначенного судом в порядке замены, а 31 человек его отбывают. С 1 января, если суд, назначив наказание в виде лишения свободы (на срок не более пяти лет), придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному лишение свободы принудительными работами на срок от двух месяцев до пяти лет. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвалидам I или II группы, беременным женщинам или матерям детей в возрасте до трех лет, а также пенсионерам и военнослужащим.
Принудительные работы были включены в закрепленный УК перечень видов уголовного наказания в конце 2011 года. Но срок вступления в силу этой нормы трижды переносился поправками в УК. Последний раз ее введение отложили «в связи с невозможностью реализации» с 2014 на 2017 год.
От 5% до 20% зарплаты принудительно трудящихся в соответствии с приговором удерживаются в доход государства и перечисляется на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток. Если осужденный уклоняется от работ, он может быть лишен свободы на тот же срок (один день за решеткой за один день принудительных работ).
Отбывать срок принудительного труда осужденные должны при исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъектов РФ, в которых они проживали или были приговорены. Однако, сейчас, по словам господина Коновалова, созданы всего семь участков, функционирующих как исправительные центры, и четыре исправительных центра. То есть, в среднем на каждый такой центр или участок приходится по четыре-пять осужденных.
«Предполагается, что назначение этого вида уголовного наказания позволит кардинально уменьшить число осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и минимизировать негативные последствия, связанные с полной изоляцией их от общества», оценил перспективы глава Минюста. В частности, на осужденных к принудительным работам не распространяется ограничение избирательных прав, отметил он, комментируя ход реализации решения Конституционного суда о вариантах частичного исполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Анчугов и Гладков против РФ» о полном запрете заключенным в РФ голосовать на выборах.
Напомним, ЕСПЧ в 2013 году потребовал от российских властей дифференцировать подход к находящимся в местах лишения свободы — например, в зависимости от срока наказания или тяжести совершенного преступления. КС 19 апреля 2016 года решил, что отменить автоматическое действие запрета Конституция не позволяет, но например, колонии-поселения вполне можно исключить их списка мест лишения свободы и ввести отдельный режим отбывания наказания в них, не связанный с ограничением избирательных прав осужденных. Проработку этого вопроса, как отметил господин Коновалов, Минюст и ФСИН пока организовывают, в частности, направив запрос о необходимости изменения УК в Верховный суд и Генпрокуратуру. Из слов министра следует, что с позициями КС по делу Анчугова и Гладкова Минюст связывает и замену лишения свободы принудительными работами.
Общественное обсуждение сейчас проходят опубликованные Минюстом новые поправки к УК, позволяющие сокращать сроки «фактически отбытого наказания в виде лишения свободы», после которого возможен перевод на «принудительные работы» тех, кто был осужден за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые. Для этого Минюст предлагает внести поправки в ст. 53.1 УК РФ (принудительные работы) и ст. 80 УК РФ (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания). Предполагается, что назначение данного вида уголовного наказания позволит кардинально уменьшить число осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и позволит минимизировать негативные последствия, связанные с полной изоляцией их от общества.