ФАС вышла только в море
Служба согласилась не регулировать доступ к речным портам
Правила недискриминационного доступа для портов будут регулировать только доступ к услугам стивидоров и не распространятся на инфраструктуру. Кроме того, из-под действия правил будут выведены речные порты, такого консенсуса достигли ФАС и Минтранс. При этом ведомства пока не могут прийти к согласию по определению понятия «свободные мощности» — ключевого для определения механизма доступа грузовладельцев к портам. Кроме того, документ должен быть одобрен всеми участниками ЕАЭС, в частности, его необходимо утвердить с Казахстаном, ранее жаловавшимся на сложности с доступом к портовой инфраструктуре в РФ.
Правила недискриминационного доступа (ПНД) будут распространяться только на морские порты и не регулировать доступ к их инфраструктуре, сообщил замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский. В среду в рамках заседания подкомиссии по морскому и речному транспорту и портовой инфраструктуре РСПП он заявил, что ФАС и Минтрансу удалось достичь ряда договоренностей по этому документу. В частности, было решено исключить из документа речные порты, так как «услуга избыточна» и «не надо регулировать там, где нет проблем», подчеркнул господин Олерский.
В августе 2016 года ФАС опубликовала на regulation.ru проект постановления правительства по утверждению ПНД к услугам в портах и транспортных терминалах (см. “Ъ” от 4 августа). Документ вызвал резкую критику стивидоров, так как его отдельные пункты фактически отменяли либерализацию цен в секторе. В частности, предлагалось ввести перевалку грузов в портах и терминалах, погрузку и выгрузку в терминалах в перечень услуг субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством. В октябре служба опубликовала новую версию документа (см. “Ъ” от 24 октября 2016 года), которая также не удовлетворила стивидоров и Минтранс. В отрасли неоднократно высказывали недоумение, зачем ФАС дорабатывает документ, который в 2015 году был завизирован всеми органами власти и направлен в правительство.
Кроме того, предыдущий документ в своем названии и самом подходе предлагал установить отдельные ПНД к инфраструктуре портов, в таком виде это была бы «революция», заявил замминистра. «Это значит, построил для себя причал, а он вам не принадлежит, и вы к нему имеете такой же равный доступ, как и все те, кто имеет тысячу или три тонны грузов»,— пояснил Виктор Олерский. Также из документа были убраны услуги, которые определяются портовыми сборами, в частности, канальный сбор. Но Минтрансу и ФАС так и не удалось договориться по определению «свободных мощностей», хотя предложения Минтранса были согласованы с бизнес-сообществом. По словам господина Олерского, ФАС согласилась при определении этого понятия вычитать из общей проектной мощности объем, который резервирует для себя кэптивный грузовладелец (собственник терминала). Но служба категорически отказалась учитывать при этом «мощность, к которой должен иметь доступ добросовестный клиент», добавил чиновник. По его словам, если у компании действовал трехлетний контракт на перевалку с ежегодной перевалкой 5 млн тонн, по его окончании ее могут отправить «в общую очередь». Такая ситуация не вполне правильная, по мнению господина Олерского, и позиция министерства была доложена руководству ФАС. В ФАС в среду не ответили на запрос “Ъ”.
Также замминистра сообщил, что для принятия ПНД необходимо одобрение Казахстана в рамках ЕАЭС. Когда именно будут достигнуты договоренности с Астаной, Виктор Олерский затруднился ответить.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, называет последнюю версию ПНД «достаточно взвешенной». Документ находится на рассмотрении правительства с февраля, он согласован несколькими вице-премьерами, добавляет он. При этом, по словам собеседника “Ъ”, у Казахстана не возникало особых проблем с доступом к услугам портов РФ, но по этому вопросу от Астаны неоднократно поступали жалобы. Объемы перевалки растут, спрос на портовые мощности высокий, говорит собеседник “Ъ”. Мощности по перевалке, по его словам, также растут рекордными темпами, и важно поддерживать предсказуемость инвестклимата.