Высокие стандарты
Как подбирают домашний персонал для работы у состоятельных россиян
Британский дворецкий, китайская гувернантка или филиппинская няня — кто и как отбирает домашний персонал в московские и заграничные дома российских бизнесменов? Сколько стоит курс переподготовки прислуги по стандартам монарших домов, и как проверяют соискателей? Выясняла Аэлита Курмукова.
Помните, как у Пушкина: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»? Или финальную сцену «Вишневого сада» Чехова — когда Раневские, уезжая второпях, забывают старого слугу в заколоченном доме, а Фирс остается преданным семье и говорит: «Ничего, я тут посижу»?
У каждого дома своя история, хранить которую поручено домашнему персоналу. И с каждым годом отбор жестче и тщательнее. Так что неграмотная Арина Родионовна вряд ли бы сегодня нашла работу. На смену ей пришли азиатские няни. Агентств по подбору таких воспитателей только в Москве десятки. Российские политики и бизнесмены выбирают профессионалов, иногда с дипломами европейских школ и академий сервиса, а для детей нанимают лучших гувернанток. Английским, французским и немецким персоналом сегодня не удивить. Российский клиент выписывает китайских гувернанток, как делятся агентства по подбору персонала, нередко напрямую из КНР.
А горничных, домработниц, садовников с гражданством РФ учат манерам и переучивают иностранцы в лучших традициях монарших домов. Так они, по крайней мере, обещают. Мартен Богартс, к примеру, приехал в Россию пять лет назад и уже успел открыть школу своего имени. В его резюме в должности дворецкого указаны аристократические семьи Лондона, арабские шейхи и послы США и Бельгии. Сейчас он занимается подготовкой персонала для российской элиты. Еще лет десять назад наши бизнесмены для своих лондонских домов выбирали английских батлеров и платили от 50 тыс. до 100 тыс. фунтов в год. Сейчас же они предпочитают своих, русских. И дело не в экономии. Не понять Джону Бэрримору, даже с рекомендациями от самой королевы, души русской.
Мартен Богартс обучает персонал в домах и на яхтах бизнесменов: «Если клиент желает обучить персонал для работы в небольшом доме, то такой курс может занять одну неделю. Есть и особняки, где мы работаем по четыре месяца. Наши клиенты — люди, которые не смотрят на цену, только на результат. Для каждого из них пакет услуг будет стоить в среднем 300 тыс. руб.».
О стоимости таких контрактов говорить не принято. Но если в доме десять служащих, к примеру, уже получается 3 млн руб. за месяц их обучения.
Понятно, что со стороны в такие дома не попасть, персонал набирают по рекомендациям друзей, родных или коллег, то есть явно не по интернету. В перечне услуг по отбору элитного персонала особым пунктом отмечена безопасность. Если человек новый на рынке, но при этом профессионал высокого уровня, по желанию клиента, его проверяют на полиграфе. Естественно, с согласия соискателя, говорит основатель агентства «Домашние истории» Наталья Каменская. «Полиграф помогает проверить кандидата. Кроме того, в Сети есть ресурсы, которые помогут удостовериться, например, в подлинности водительских прав претендента на работу. Сложнее ситуация с дипломами. База, в которой можно проверить, когда и кем они выданы, ведется только с 2006 года», — пояснила она.
Сами бизнесмены не готовы обсуждать свой персонал. Это женский вопрос, говорит президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. «Лично я работаю тем «котом», которого запускают в дом в последнюю очередь. За меня всегда все делает женщина в этом плане. Меня терпеть удовольствие ниже среднего. То, что, например, мой водитель умудряется это делать в течение 15 лет, думаю, высочайший подвиг», — поделился он.
Если говорить о знаменитых батлерах, то одной из самых известных историй, благодаря Голливуду, стала судьба афроамериканца Юджина Аллена. Он проработал в Белом доме на разных позициях, в том числе дворецким, 34 года и пережил смену восьми американских президентов.
Среди скандальных батлеров — бывший дворецкий Букингемского дворца Пол Баррел. После смерти принцессы Дианы, несмотря на запреты монаршей семьи, он издал мемуары под названием «На королевской службе». В своих воспоминаниях Баррел подробно описывает отношениях леди Ди с семьей королевы Елизаветы.