«МегаФон» на фоне форс-мажора
Оператор пережил крупнейшую аварию
В пятницу «МегаФон» сообщил о «массовых сложностях со связью». Абоненты в ряде городов РФ в течение дня не могли совершать голосовые вызовы. В «МегаФоне» признали, что это самая крупная авария в истории компании, которая вызвана ошибкой программного обеспечения в базе данных производства Hewlett-Packard. Связь в Москве была полностью восстановлена к 22:00. Принадлежащий «МегаФону» оператор «Скартел» (бренд Yota), которого также затронула авария, пообещал абонентам компенсацию.
Утром 19 мая абоненты ПАО «МегаФон» и оператора Yota (использует сеть «МегаФона») в разных регионах пожаловались на неполадки голосовой связи и сложности с отправкой СМС. В «МегаФоне» сообщили о «массовых сложностях со связью». Показатель успешности дозвонов снизился на 30%, уточнили в компании, порекомендовав совершать звонки через мессенджеры. Проблемы со связью испытывали абоненты Москвы и ряда городов Поволжья, рассказал директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов. Вечером 19 мая оператору удалось восстановить голосовую связь в Самаре, Казани и Саратове, а к 22:00 — и в Москве.
По словам Петра Лидова, это самая крупная авария в истории компании и она затронула большое число абонентов. «МегаФон» — второй по количеству абонентов сотовый оператор в России. На конец 2016 года он обслуживал 75,6 млн клиентов. Случился сбой в программном обеспечении — базе данных производства компании Hewlett-Packard — на основном и резервном узлах, обслуживающих ряд субъектов РФ, сообщили в «МегаФоне». Там добавили, что Hewlett-Packard в ближайшее время планирует установить обновление программного обеспечения. В Hewlett Packard Enterprise на запрос “Ъ” не ответили.
Несколько источников “Ъ” на рынке связи связывают перебои в сети «МегаФон» с отказом в базах UDR (User Data Repository), обеспечивающих работоспособность голосовых и пакетных услуг оператора. Платформа UDR является функциональным элементом в сетях связи, который осуществляет хранение данных пользователей, включая номера сим-карт, информацию о сервисах, доступных абоненту, параметрах качества обслуживания и т. д. По словам одного из собеседников “Ъ”, база UDR «МегаФона» расположена в Москве, а резервный ЦОД — в Самаре, и они обслуживают несколько регионов. В «МегаФоне» отказались комментировать эту версию, но и не опровергли ее.
Как пояснил “Ъ” один из технических экспертов, в случае отказа в доступе к базе UDR базовая станция не может идентифицировать абонента и зарегистрировать его в сети. «В случае такой проблемы абонентам приходят сообщения о том, что они не зарегистрированы в сети»,— добавил собеседник “Ъ”. Такие сообщения появлялись на экранах телефона при попытке абонента «МегаФона» дозвониться на номера «большой тройки», в чем убедился “Ъ”. Около 21:00 по московскому времени Yota сообщила, что «последствия аварии практически полностью ликвидированы во всех регионах, которые пострадали от сбоя». «Клиенты Yota, которых затронула проблема, получат компенсацию»,— сообщили в компании.
Сложности со связью «МегаФона» коснулись и бизнеса, в частности, онлайн-сервисов заказа такси. По данным RNS, в «Яндекс.Такси» временно отменили минимальную оплату поездки. О проблемах с СМС-информированием порталу «Банки.ру» заявили в Сбербанке. Клиенты, которые не получали СМС-сообщения о трансакциях по счету банковской карты, к примеру, могли пропустить какие-то подозрительные операции, особенно если они находились в роуминге, отмечает собеседник в банке из топ-30. «Мы планируем рассматривать вопрос сбоев в получении СМС-сообщений клиентами Райффайзенбанка по проводимым операциям в начале следующей недели»,— сообщила “Ъ” начальник отдела качества обслуживания Райффайзенбанка Мария Магдеева.