"Мы растеряли и развратили бездельем творческие кадры"
Как оказалось в неважном состоянии важнейшее из всех искусств
За многолетними разговорами о кризисе в современном отечественном кино как-то забылся тот факт, что в истории советского кинематографа бывали более тяжелые периоды. Причем такие, что кинематографисты решались писать об этом главному ценителю важнейшего из всех искусств.
Из письма сценариста И. Астахова И. В. Сталину и Г. М. Маленкову, 28 июня 1945 года
Художественная кинематография находится у нас на краю катастрофы. В 1944 году мы выпустили только двадцать фильмов, из которых большая половина (так в тексте.— "История") оказались посредственными и слабыми. За истекшие пять месяцев 1945 года не выпущено ни одного фильма. За оставшиеся 7 месяцев этого года будет выпущено не больше 16-18 фильмов. Наши производственные базы доведены до крайнего предела запущенности. И это в СССР, в стране, которой предстоит после великой Победы играть ведущую роль на мировой арене! Разве это не угрожает престижу нашей страны? С чем мы будем выступать на мировой арене, почти полностью захваченной американскими кинофирмами, выпускающими в год от 800 до 1000 фильмов.
Индия выпускает 200 фильмов. Маленькая Мексика выпускает не меньше 100. Царская Россия в 1913 году выпустила 115 фильмов. В 1939 году в СССР выпущено 51 звуковой фильм, в 1940 — 35 фильмов. В 1945 г. — 20. Падение кинопроизводства началось у нас до войны.
Мы имеем 11 действующих киностудий и три восстанавливающихся. На этих студиях заняты тысячи людей, которые большую часть времени находятся в простое и причиняют государству миллионные убытки.
У нас имеется 7 действующих национальных киностудий, но у нас нет национальной кинематографии. Есть отдельные национальные фильмы.
Мы растеряли и развратили бездельем творческие кадры. Молодые кадры не растут, т. к. ни молодым, ни старым кадрам нечего делать. Разве не парадоксально, что на 11 студиях делается в год 18-20 фильмов, тогда как одна студия "Мосфильм" может ежегодно выпускать 18-20 фильмов.
Американский режиссер ставит в год 2-3 картины, наш режиссер одну картину в 3-5 лет. Немудрено, что наши творческие кадры не столько накапливают, сколько растрачивают мастерство и квалификацию.
Сценарное дело крайне запущено. Большая часть писателей из кино ушла. В кино им нечего делать.
Наше художественное кинопроизводство пребывает в кустарном состоянии. Кинокомитет сжился с этой кустарщиной и сам превратился в кустарное ведомство.
5 лет работы в кинематографии убедили меня в том, что из года в год положение становится все хуже и хуже. Хуже того, что есть сейчас,— быть не может.
Чтобы вывести нашу художественную кинематографию на широкую дорогу, надо решительно устранить закосневшую кустарную систему производства и столь же кустарное руководство кинематографии.