"Европа" открыла "Крышу"

Отели

После детальной реставрации в гранд-отеле "Европа" открылся легендарный бальный зал "Крыша", созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля.

Альбина Самойлова

Проект реставрации выполнен лондонским дизайн-бюро Robert Angell Design International с большим уважением к историческому наследию отеля. Все помещения — от лобби и террасы до бального зала — связаны единым стилевым решением, в цветовой гамме преобладают легкие пастельные тона. В лобби — мраморные полы с рисунком, элегантные диваны, обитые кожей с тиснением под страуса. Вход в фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки. Стеновые панели украшены обоями с дамасским узором цвета селадон — их серовато-зеленый оттенок гармонирует с цветочным орнаментом на портьерах.

Привычная барная стойка на террасе теперь выглядит по-новому — ее украшают изразцы с изображением райских птиц и цветов. Северная и южная части террасы оформлены в характерных для модерна бледно-голубом и пыльно-сиреневом цветах. Фацетированные (граненые) зеркала заключены в рамы, как в музее.

Стены бального зала приобрели перламутровый жемчужно-серый оттенок, что сделало рельефнее лепные композиции карниза, изображающие путти и сатиров.

Ресторан "Крыша" впечатлял гостей еще в начале прошлого века. Блистательный зал площадью 300 кв. м перекрыт остекленным мозаичным коробовым сводом, а обилие лепных узоров и бесконечное количеством зеркал вместе с проникающим сквозь стеклянный потолок светом и сегодня придают залу некую эфемерность.

История "Крыши" начинается с 1908 года, когда было решено расширить гостиницу за счет надстройки мансарды над пятым этажом. После того как проект "фасада надстраиваемого здания Европейской гостиницы в Санкт-Петербурге" был утвержден императором, в 1909 году возвели мансарду, где устроили ресторан "Крыша" с открытой летней террасой. Долгое время он считался лучшим в Петербурге. Изысканные блюда подавались в необычной обстановке. Александр Блок писал в 1912 году: "Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем".

Но, пожалуй, самую впечатляющую и живую историю создал Лев Лурье. "До революции здесь сиживали шведский король, японский наследный принц, премьер-министр Греции, губернаторы, предводители дворянства, московские текстильные короли, сибирские золотопромышленники, уральские металлурги, — рассказывает Лев Лурье. — Тут великая Анна Павлова обрела своего покровителя, а в дальнейшем гражданского мужа, темного дельца Виктора Дандре.

В сталинское время обычный человек в ресторан не ходил. На "Крыше" бывали челюскинцы, генералы, заезжие иностранцы, народные артисты. Народный артист Николай Симонов, известный всей стране по роли Петра Первого из одноименного фильма, всегда сиживал здесь подшофе, охотно раздавая автографы. В середине 1950-х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь "Европейской", поднялась на "Крышу" и оказалась в другом мире.

В ресторане каждый вечер можно было увидеть одни и те же лица. Начинающие, но уже известные художники с красавицами-женами, ленфильмовские режиссеры, фарцовщики, адвокаты, молодые физики, уже доктора и кандидаты, стиляги, артисты, спортсмены, модельерши, композиторы и главное — находившаяся на взлете молодая ленинградская литература, в том числе Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Иногда молодежь перебирала, вспыхивали молниеносные драки, самым опасным бойцом считался Андрей Битов. Когда в Ленинград приезжали знаменитые москвичи — Евтушенко, Ахмадуллина, Аксенов, они сразу шли на "Крышу", зная, что встретят там коллег по цеху, да и вообще модных и красивых молодых людей".

Нынешний проект реставрации "Крыши" входит в амбициозные планы отеля сохранить и создать уникальные интерьеры — самых просторных президентских апартаментов Северной столицы, пяти апартаментов в духе русского авангарда, нового ресторана Azia, отреставрировать исторический фасад. Также в этом году намечается масштабное обновление 114 гостевых номеров стоимостью не менее четырех $4 млн.

Вся лента