"Интернет вещей и постоянный доступ к сети навсегда изменят наше отношение к продуктам"
Себастьян Толстой, ответственный за развитие бизнеса компании Ericsson в России и странах СНГ, рассказывает о главных изменениях, которые происходят в связи с цифровой трансформацией индустрий, общества, государства.
Business Guide: Какие основные технологические тренды являются драйвером изменений в настоящее время?
Себастьян Толстой: Я бы выделил пять основных технологических трендов, способствующих развитию инноваций в отрасли ИКТ. Во-первых, это распределение интеллектуальных возможностей внутри облака. Подключенные умные машины, такие как роботы и автономный транспорт, являются основой подключенного мира. Улучшенная облачная архитектура, способная распределять интеллектуальные возможности машин и обмениваться ими, значительно ускорит работу умных устройств. Второе — это самоуправляющиеся устройства. Комбинация поступающих от сенсоров данных и технологий искусственного интеллекта позволяет создать более высокоуровневую систему, способную одновременно обрабатывать огромное количество информации.
Третий тренд — общение за гранью видимости и слышимости. В ближайшие годы коммуникации будут быстро развиваться за счет взаимодействия между людьми и машинами с использованием дополнительных возможностей и способностей восприятия. Появление тактильного интернета не за горами.
Кроме того, основные технологии меняют возможности сетей. На пути развития сетей связи имеется лишь одно реальное препятствие — законы физики. Ericsson делает все для развития инноваций, снимающих барьеры в существующих системах и помогающих нам достичь того, что сейчас кажется невозможным.
Еще один вопрос, который сегодня активно обсуждается,— безопасность и обеспечение сохранности данных. Это неотъемлемая часть экосистемы IoT. В мире, где персональные и финансовые данные доступны онлайн, кибербезопасность и сохранение личных данных одинаково важны для пользователей, компаний и государств. Быстрый рост числа носимых устройств, умных счетчиков, подключенных домов и транспорта превращает обеспечение безопасности и сохранности данных в важнейшую задачу.
На мой взгляд, эти пять ключевых направлений, пять основ высокотехнологичной экосистемы бизнеса будут задавать вектор развития ИКТ. Способность предвидеть изменения и адаптировать развивающиеся технологии открывает путь к успеху.
B. G.: У 20% населения планеты нет возможности пользоваться даже электричеством, не то что сотовой связью. Когда будет решена проблема цифрового неравенства в мире в целом и в России в частности?
С. Т.: Действительно, по данным Всемирного экономического форума, 4 млрд человек, или 55% мирового населения, не пользуются интернетом. Согласно Ericsson Mobility Report, 2 млрд человек все еще испытывают сложности с доступом к базовым функциям мобильной связи, а еще 2 млрд пользуются сотовой связью, но не имеют доступа к мобильному интернету. Эти люди лишены важных услуг, способных изменить их жизнь. Комиссия по широкополосному доступу, в которой председательствуют Международный союз электросвязи и ЮНЕСКО, считает, что обеспечение 1,5 млрд человек доступом к интернету обойдется в $450 млрд.
Дело не только в том, чтобы подключить тех, кто не пользуется связью сейчас. Хотя сети второго поколения вносят существенный вклад в повседневную жизнь, покрывая базовые потребности, они не дают доступа к преимуществам мобильного широкополосного интернета в полном объеме. В числе таких преимуществ возможность пользоваться мобильными финансовыми услугами, дистанционным образованием, здравоохранением и т. д. Ericsson поддерживает цель Международного союза электросвязи к 2020 году обеспечить более 50% жителей развивающихся стран доступом в интернет. Чтобы достичь этой цели, необходимо совместными усилиями ежедневно подключать к интернету примерно 500 тыс. новых пользователей. Ericsson продолжает внедрять инновации, чтобы операторы могли развивать бизнес даже в отдаленных и малонаселенных районах, чтобы их инвестиции не только приносили прибыль, но меняли мир к лучшему.
Россия является крупнейшим телекоммуникационным рынком в Восточной Европе, при этом особенности экономической ситуации в стране, конечно, оказывают влияние на отрасль ИКТ. Операторы сделали инвестиции в передовые технологии 4G LTE в больших городах, однако покрытие в отдаленных районах могло бы быть улучшено. Развертывание высокоскоростного МШПД, особенно в отдаленных районах, является стратегической целью.
Мы тесно сотрудничаем с операторами, чтобы в полной мере использовать все возможности для преодоления цифрового неравенства и обеспечить пользу от цифровых технологий.
Например, Ericsson совместно с Columbia University и Millennium Promise развивает программу Connect to Learn, обеспечивающую высокое качество образования для студентов из всех стран мира. В настоящее время программа работает в 23 странах, в ней участвует 80 тыс. студентов.
B. G.: Как вы оцениваете уровень технологического развития в России по сравнению с другими странами: с растущими рынками и зрелыми экономиками мира?
С. Т.: Россия по территории самая большая страна в мире, а в Европе она лидирует по числу интернет-пользователей. По уровню распространения мобильной связи РФ обогнала многие страны Европы, хотя все еще отстает по степени проникновения 3G\4G. На наших глазах происходит быстрый рост проникновения интернета в такие сегменты бизнеса, как туризм, гейминг, медиа, банковские услуги и т. д. Одним из основных достижений формирующейся в России цифровой экономики является сокращение цифрового разрыва между Москвой и регионами. Тем не менее уровень цифровизации до сих пор отличается от региона к региону. По мере появления необходимой инфраструктуры регионы вовлекаются в цифровую экономику. Всеобъемлющая и постоянная цифровизация российской экономики станет платформой для качественного изменения ее структуры и обеспечит долгосрочные возможности.
Российское правительство поставило целью добиться лидерства в развитии ИКТ. Запущен ряд государственных программ и стратегий, направленных на решение этой задачи и стимулирование развития информационных технологий.
Тенденции, зарождающиеся сегодня в России, хотя и находятся на начальном уровне, в целом повторяют мировые тренды. Предпринимаются заметные шаги в области развития кибербезопасности, обеспечения безопасности, хранения и передачи данных. Быстрое развертывание инфраструктуры LTE совершенствует возможности, которые предоставляет МШПД и услуги передачи данных, доля которых в доходах от мобильных услуг растет. Инвестиции в агрегацию несущих, LTE-A и другие передовые технологии уже расширяют возможности сетей и будут расширять их и в дальнейшем по мере того, как операторы формируют стратегии подготовки к 5G. Судя по скорости запуска новых технологий, Москва действительно стала одним из лидеров в развитии связи пятого поколения. Это подтверждает наше успешное тестовое испытание 5G, проведенное совместно с МТС в конце апреля этого года, в ходе которого была достигнута рекордная скорость передачи данных 25 Гбит/сек.
B. G.: Каковы основные факторы четвертой промышленной революции? Что такое Industry 4.0 в вашем понимании?
С. Т.: Технологии окружают нас, а иногда находятся и внутри нас. Мы ежедневно ощущаем их возможности, когда пользуемся стримингом музыки, приложениями для навигации или проверяем расход калорий или пульс. Технологии меняют наш стиль жизни и отношение к потреблению. Волна технологических изменений начала менять наш подход и к производству. Все это говорит о начале эры больших изменений. По мере того как мир становится все более подключенным, люди, компании и отрасли переживают ИКТ-трансформацию. В моем понимании именно это является основой для четвертой промышленной революции. Обеспечив изучение, мониторинг и контроль за физическим выполнением промышленных процессов, автоматизировав цифровую область, промышленный интернет вещей приведет к новому скачку продуктивности и станет триггером экономического роста. 5G сделает возможной реализацию концепции Industry 4.0. Использование технологий пятого поколения обеспечит множество преимуществ: пропускную способность, надежность и безопасную среду для дистанционного контроля и мониторинга процессов.
Первое, что появится с приходом новой эры,— умное производство, которое радикально изменит промышленность. Поменяется соотношение между объемами и стоимостью производства. Мы увидим новые технологии, которые сократят зависимость от масштабов, поэтому производство можно будет перенести ближе к месту потребления продукции. Сейчас массовое производство существует за счет масштаба, а технологии добавочного производства, так же как 3D-печать, меняют этот принцип в корне. Продукт создается в цифровом виде, а его производство осуществляется по необходимости и может происходить локально. Например, компания Boeing заявила о намерении использовать отпечатанные на 3D-принтере титановые комплектующие для сборки самолета 787 Dreamliner. Это должно обеспечить Boeing экономию в $3 млн на каждом выпускаемом самолете.
Для потребителей это обозначает персонализацию всего, что они покупают, включая машины, чемоданы, одежду. Вещи будут полностью отражать вкус владельцев. Более персонализированные продукты и потребительские решения могут принести больше прибыли, чем сейчас дает массмаркет.
B. G.: Каковы ваши главные приоритеты в вашем регионе и, в частности, в России? Почему именно они?
С. Т.: Наша задача в России — оказать операторам поддержку в проектировании и развитии экономически эффективных сетей, способных справляться с растущим спросом на услуги передачи данных, а также в создании новых бизнес-моделей и реализации возможностей новых технологий. Нам хочется, чтобы наши клиенты могли получать прибыль не только за счет использования более экономически эффективных решений, мы также помогаем им упрощать инфраструктуру сетей, обеспечиваем поддержку в процессе эксплуатации технологий виртуализации, при цифровизации процесса обслуживания абонентов, а также при запуске услуг в эксплуатацию. Мы делимся глобальным опытом и консультируем по стратегиям цифровой трансформации.
В апреле была представлена новая глобальная стратегия Ericsson, предусматривающая более сфокусированный подход и приоритезацию интересов сервис-провайдеров. В настоящее время мы реализуем эту стратегию по всему миру, включая Россию. Это означает, что мы будем еще плотнее работать с нашими клиентами по ключевым направлениям в области развития сетей, и в их числе технологии радиодоступа, на базе которых будут развертываться сети 5G, виртуализация транспортных сетей, решения для цифровизации операторских OSS/BSS систем и процессов.
B. G.: Вы замечаете существенные различия между людьми, родившимися до распространения интернета, и теми, кто никогда не жил без него?
С. Т.: Понимание предпочтений и образа мысли миллениалов принято считать гарантом успеха в новой бизнес-среде. Они совершат переворот в бизнесе во всех странах мира. Наиболее существенным является то, что, будучи знакомыми с цифровыми технологиями, миллениалы меняют инструменты общения сотрудников. По данным исследования Ericsson ConsumerLab, в выборе средства общения миллениалы, например, все чаще избегают электронной почты, отдавая предпочтение сервисам мгновенного обмена сообщениями и при этом используют множество различных платформ и сервисов одновременно.
Миллениалы хотят иметь в офисе те же инструменты, приложения и социальные сети, которыми пользуются дома, или, как минимум, пользовательский опыта аналогичного качества. Наибольшую сложность для работодателей представляет желание миллениалов пользоваться одними и теми же устройствами на работе и дома — им нужно гибкое рабочее место! Очень важно помнить, что миллениалы быстро становятся не только нашими сотрудниками, но и клиентами и к 2030 году станут теми, кто будут определять основную прибыль.
B. G.: Что вас больше всего вдохновляет, когда вы думаете о будущем?
С. Т.: Больше всего меня вдохновляет то, как мобильная связь, устройства и облачные технологии обеспечат подключение и трансформацию всего до такой степени, которую мы сегодня не можем даже представить. Интернет вещей и постоянный доступ к сети навсегда изменят наше отношение к продуктам. Недавно я видел рекламу нового премиального автомобиля. Она была основана на преимуществах, которые дает взаимодействие владельца с автомобилем через смартфон, функции автоматической парковки, развлечения для пассажиров с помощью стриминговых сервисов, транслируемых на множество экранов, и способность автомобиля усваивать манеру вождения владельца, чтобы обеспечить наивысший уровень комфорта и эффективный расход топлива. Традиционные критерии, такие как объем двигателя, размер колес, скорость разгона, не упоминались вовсе. Сейчас все крутится вокруг того, как подключение к сети обеспечивает цифровой опыт использования транспортного средства. Вот она — цифровая дифференциация!