Испытание Сирией
Боевой опыт
Успех применения российских ударных вертолетов в Сирии и Ираке будет способствовать росту экспорта отечественной военной техники.
В сентябре 2015 года одновременно с перелетом в Сирию российской авиационной группировки туда же самолетами военно-транспортной авиации были доставлены и вертолеты. Их боевая работа привлекла меньше внимания, чем работа реактивной авиации, хотя по численности они мало уступали самолетам. С самого начала операции там поддерживается группировка из двух десятков ударных и транспортных вертолетов.
В первые полгода в Сирии использовались старые Ми-24П. Машины этой модификации воевали еще в Афганистане и с тех пор претерпели мало изменений. На фоне модифицированных и новых боевых самолетов России, которые размещались на авиабазе Хмеймим, они выглядели устаревшими. Первоначально вертолеты занимались в основном патрулированием и охраной авиабазы в Латакии, не участвуя в боях.
В этот период больше боевой работы выпало на долю транспортных вертолетов. Они стали наиболее надежным и безопасным средством перемещения для наших военных и советников, спецназа. Во взаимодействии с ударными вертолетами и беспилотниками они выполняли поисково-спасательные задачи. Много работали по доставке гуманитарных грузов, в том числе в окруженный террористами Дейр-эз-Зор.
Целесообразность нахождения в составе ВКС ударных вертолетов одновременно нескольких типов до сих пор вызывает споры. Но в Сирии нашлась работа для всех. Вывод половины авиагруппировки в марте 2016 года и активизация российского участия в наземных боевых действиях потребовали усиления вертолетной составляющей. Численность вертолетов не уменьшилась, а на смену заслуженным Ми-24П, успевшим принять активное участие в первом освобождении Пальмиры, стали прибывать модернизированные Ми-35М. В марте 2016 года в Сирии впервые были замечены и новейшие Ми-28Н и Ка-52. Это была первая возможность испытать новые типы ударных вертолетов в реальной войне.
Лишь предок современных Ка-52 одноместный Ка-50 успел недолго повоевать в Чечне. А первые образцы новых Ми-28Н, которые начали поступать на вооружение в 2008 году, принять участие в скоротечном конфликте с Грузией не успели. Ми-35М хотя и похож внешне на заслуженного ветерана множества войн Ми-24, имеет другую "начинку". С 2009 года армейская авиация получила больше 500 новых вертолетов, ее состав обновился более чем наполовину. "Вертолеты России" передали ей свыше 90 Ми-28Н и такое же количество Ка-52, более полусотни Ми-35М. Парк транспортных вертолетов пополнили больше 300 машин семейства Ми-8 и 20 тяжелых Ми-26 нового производства.
И все-таки настоящий боевой дебют в Сирии был только у Ка-52. А Ми-28Н и Ми-35М впервые были применены в Ираке — против того же врага, что и в Сирии. Экстренно поставленные Ираку 15 Ми-28НЭ и 28 Ми-35М стали основой его армейской авиации. Они были задействованы в тяжелых боях с террористами в октябре 2014 года, почти за год до начала российской операции в Сирии. Сейчас, ко времени многомесячного штурма Мосула, они остаются одним из ключевых активов иракского командования в его борьбе с террористами. Иракские пилоты накопили немалый опыт боевого применения этих машин, который пилотам российских ВКС еще предстоит наработать.
За время использования новейших российских вертолетов в Сирии тактика их применения заметно усовершенствовалась. Самым наглядным успехом стало второе освобождение Пальмиры в феврале текущего года. Штурм на этот раз проводился в тесной координации сирийской сухопутной группировки, российского спецназа и армейской авиации. Ми-28Н и Ка-52 подавили минометы и артиллерию террористов, а затем блокировали район, помешав переброске подкрепления, маневрированию и атакам заминированных автомобилей. Авиационная поддержка штурма помешала террористам оказать организованное сопротивление в городе, и они были вынуждены быстро его оставить.
Недооцененным, но очень важным событием для российской армейской авиации стало первое боевое применение вертолетами Ка-52 управляемых ракет "Вихрь" в боях под Пальмирой. Новый боеприпас имеет весомые преимущества над ракетами предыдущего поколения: его дальность почти в два раза больше. В Сирии такие ракеты поражали цели, находившиеся на расстоянии свыше 7,5 км от вертолета. Боевая часть новой ракеты более мощная, имеются ее фугасный и термобарический варианты, что повышает эффективность использования "Вихря" не только против бронетехники, но и против других целей.
Новая ракета даст нашим вертолетам долгожданную "длинную руку", которая позволит атаковать цели, не входя в зону поражения любых переносных зенитных ракетных комплексов и легких зениток. Опыт Сирии показал, что даже в войне против террористов и повстанческих группировок поддержание дистанции становится наиболее важным для выживания вертолета над полем боя. В их распоряжении уже встречается снаряжение, способное лишить вертолеты одного из основных их преимуществ — возможности действовать ночью. В Сирии были отмечены случаи успешного применения пулеметов с импровизированными прицелами ночного видения против правительственных вертолетов.
Наши вертолеты тоже понесли потери при действиях в Сирии. Им приходилось действовать на малых высотах, в зоне досягаемости не только ПЗРК, но и малокалиберных пушек и крупнокалиберных пулеметов, установленных на автомобилях. В Сирии они применяются гораздо шире, чем это было в Афганистане и Чечне. Но самым опасным оружием остаются ракеты.
В ходе боевых операций, продолжающихся уже более полутора лет, было потеряно пять российских вертолетов. Во время ночного полета потерпел крушение из-за ошибки пилотов Ми-28Н. Один Ми-8АМТШ и один Ми-35М были уничтожены противотанковыми ракетами на земле. Еще по одному вертолету этих же типов были поражены ракетами в полете. Несколько вертолетов пострадали при артиллерийском обстреле передовой базы.
Неудачи и успехи первого боевого опыта дали обширный материал для изучения. Наличие новой техники совершенно не гарантирует успеха в бою без адаптированной тактики ее применения и соответствующей подготовки пилотов и техников. Это тем более актуально для сложных образцов вооружений, которые еще не были опробованы в настоящих боях с реальным противником. Учесть полученные уроки очень важно для того, чтобы сократить потери в будущем.
Такая работа ведется. Вряд ли случайно то, что принятый на вооружение всего за несколько месяцев до начала российской операции в Сирии комплекс защиты вертолетов "Витебск" отправлен на глубокую модернизацию.
Путь в серию сравнительно недавно принятых на вооружение Ми-28Н и Ка-52 оказался настолько долог, что далеко не все в этих вертолетах соответствует современному уровню. Поэтому их активно совершенствуют. В середине прошлого года совершил первый полет Ми-28НМ, модернизированный с учетом боевого применения российских вертолетов в Ираке и Сирии.
Изменились кабины пилотов, обзорно-навигационный комплекс, экранно-выхлопные устройства и конструкция патронных ящиков с боекомплектом для пушки. Еще более серьезные изменения вертолет претерпел внутри. На новую элементную базу переведена авионика. В десятки раз увеличилась производительность бортового вычислительного комплекса. Пожалуй, важнейшим новшеством станет установка новой надвтулочной РЛС. Разработка ее предыдущей версии затянулась настолько, что российская армейская авиация до сих пор получает Ми-28Н без радара. Его экспортная версия устанавливалась лишь на вертолеты для Ирака и Алжира.
Новая версия радара получит ряд новых функций, включая возможность не только секторного, но и кругового обзора, а также способность одновременно сопровождать четыре цели вместо двух. Благодаря двухдиапазонности вырастут дальность и точность обнаружения целей и препятствий, обзора поверхности. Фактически лишь в таком, модернизированном виде он будет соответствовать тому, что предполагалось с самого начала устанавливать на Ми-28Н. Похожие изменения происходят с Ка-52, разработка экспортной версии которого сопровождалась модернизацией авионики и установкой новой оптико-электронной прицельной системы.
В последний десяток лет главным экспортным продуктом российских вертолетостроителей было семейство Ми-8. Это по-прежнему великолепный вертолет. Но его крупносерийные экспортные поставки уже удовлетворили отложенный спрос на вертолеты такого класса всех наших традиционных покупателей, что привело к снижению контрактации. Планируется и сокращение их поставок по гособоронзаказу. Компенсировать это частично может упрочение позиций России на рынке ударных вертолетов. Но, в отличие от Ми-8, который используется в мире в таких количествах, что создал собственный сегмент рынка, конкуренция среди ударных вертолетов гораздо выше и бороться за расширение присутствия на рынке очень трудно.
Нет никаких сомнений в том, что успех применения российских ударных вертолетов в Сирии и Ираке будет способствовать росту их экспорта. Такое всегда учитывается покупателями оружия.