"Мы уже сейчас наращиваем компетенции в вопросе технического обслуживания вертолетов"
От первого лица
ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) стало головным лизинговым оператором по программе развития санитарной авиации в России и уже начало поставки медицинских вертолетов "Ансат" первым заказчикам. О том, почему эта программа оказалась успешной, "Ъ" рассказал генеральный директор компании СЕРГЕЙ ХРАМАГИН.
— Почему именно ГТЛК стала приобретать "Ансаты" в санитарном варианте?
— В 2016 году Минтранс и Минпромторг России выступили с инициативой по обновлению парка и развитию производства вертолетов. В уставный капитал ПАО ГТЛК было внесено 3,8 млрд руб. на авансирование закупки 29 вертолетов: 6 "Ансатов" и 23 Ми-8 производства Улан-Удэнского и Казанского заводов "Вертолетов России". Оставшиеся средства, более 5,5 млрд руб., ГТЛК планирует привлечь до конца 2017 года из внебюджетных источников по аналогии с программой развития аренды самолетов "Сухой Суперджет 100" (SSJ-100), где основным партнером компании выступил Газпромбанк, сформировавший синдицированный кредит на 30 млрд руб. с участием российских и иностранных банков.
Эта программа вошла в синергию с приоритетным проектом развития санитарной авиации. Для его реализации было отобрано 34 региона, в которых работа санитарной авиации будет субсидироваться государством.
Реализация проекта по поставке вертолетов в медицинском исполнении решает сразу несколько важных системных задач. Во-первых, это вывод на рынок нового продукта российского производства. Во-вторых, это обновление вертолетного парка российских авиакомпаний, который, к сожалению, характеризуется большим возрастом и высоким износом. Сегодня средний возраст эксплуатируемых вертолетов около 30 лет.
Кроме того, эта программа позволяет загрузить мощности российских авиапроизводителей и осуществлять поставки на отечественный рынок вертолетной техники, полностью соответствующей всем требованиям мирового уровня, предъявляемым к медицинским вертолетам.
— Насколько это выгодно вам как лизинговой компании?
— Вывод на рынок новой техники всегда сопряжен с рядом сложностей. Например, это отсутствие статистики эксплуатации и, как следствие, использование оценок и допущений для расчета экономики продукта. Сказывается и отсутствие достаточного количества подготовленных кадров для эксплуатации воздушных судов, неразвитость системы послепродажного обслуживания.
Тем не менее, поскольку реализуется проект при поддержке государства, у нас есть возможность сформировать привлекательное предложение для потенциальных заказчиков. С учетом субсидии Минздрава, льготной лизинговой ставки ГТЛК, а также оптимизации стоимости техники в рамках консолидированного заказа был предложен механизм, позволяющий, во-первых, дать регионам новую технику с медицинскими модулями, а во-вторых, обеспечить возвратность лизинговых платежей.
Что касается выгодности сделки, то, безусловно, в основе деятельности ГТЛК лежит задача по обеспечению возвратности вложенных средств с заданным уровнем доходности.
— Какие компании являются потенциальными пользователями такой техники? Кто будет пользователем первых медицинских "Ансатов" от ГТЛК?
— Первой авиакомпанией--лизингополучателем вертолета "Ансат" станет ЗАО "Русские вертолетные системы". Торжественная передача вертолета состоится в рамках выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2017. Тогда же будет подписано еще несколько лизинговых контрактов по вертолетной технике. Но не будем опережать события.
Этот вертолет будет направлен в Волгоград для обеспечения экстренной медицинской помощи в тех регионах, где наземный транспорт не всегда может быть использован для транспортировки к месту оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
— Это будет финансовый или операционный лизинг? Кто будет решать вопросы, связанные с техническим обслуживанием этих вертолетов и поддержанием их летной годности?
— По "Ансатам" будут заключены договоры финансовой аренды сроком на 12 лет. За техническое состояние вертолета и поддержание его летной годности отвечает лизингополучатель, то есть эксплуатант воздушного судна. При этом мы уже сейчас наращиваем компетенции в вопросе технического обслуживания вертолетов с целью мониторинга состояния техники, участвующей в программе.
— Сколько таких машин востребовано отечественным рынком?
— Вертолетов, оснащенных сертифицированными медицинскими модулями, практически нет у российских авиакомпаний. Имеющиеся вертолеты очень изношены ввиду их возраста, и на них, как правило, отсутствует высокотехнологичное медицинское оборудование.
Благодаря большой поддержке правительства рынок санитарной авиации постепенно укрепляется. Нам уже поступили заявки от 30 авиакомпаний на более чем 40 таких машин, что значительно превышает заявленный объем выпуска в рамках программы. Также мы получили более 100 заявок на вертолеты без медицинского модуля. Поэтому можно уверенно говорить о том, что продукция отечественного вертолетостроения востребована, и не сомневаться успехе программы.