Вертолеты над Невой

Инфраструктура

Частные инициативы, направленные на развитие инфраструктуры вертолетных перевозок в Санкт-Петербурге, не могут окупиться без поддержки властей и изменений в законодательстве.

Новые посадочные площадки рядом со стадионом "Зенит Арена" на Крестовском острове готовятся принимать вертолеты состоятельных футбольных болельщиков во время ЧМ-2018

Фото: Антон Ваганов/ТАСС

Как рассказали в комитете по транспорту правительства Санкт-Петербурга, созданием и эксплуатацией посадочных площадок для оказания экстренной санитарно-авиационной медицинской помощи занимается городское казенное учреждение "Агентство внешнего транспорта". "В настоящее время посадочные площадки функционируют на территориях ГБУЗ "СПб НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе" и СПб ГБУЗ "Детская городская больница N1", СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы", СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница". Эти объекты оснащены современным светосигнальным и противопожарным оборудованием, способны к приему воздушных судов в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях",— сообщили в комитете.

Тем не менее количество полетов санитарной авиации сокращается: в 2016 году совершено 48 посадок с пострадавшими на борту и одна учебно-тренировочная, хотя, как следует из отчета комитета о работе воздушного транспорта, годом ранее таких посадок было не менее 80.

Кроме государственных структур в Петербурге активно действуют несколько частных компаний. Самым крупным на северо-западе вертолетным центром неподалеку от аэропорта Пулково управляет частная фирма "Хели-драйв". Создателем центра является бизнесмен и пилот Иван Яценко. В интервью порталу "Авиапорт" он рассказывал, что общий объем инвестиций в центр превысил 2,1 млрд руб., из которых 800 млн руб.— его личные средства. Компания предлагает коммерческим клиентам основные виды авиационных работ, услуги санитарной авиации, базирования, сервисного обслуживания и топливообеспечения воздушных судов, а также занимается продажей вертолетов. Вертодром располагает взлетно-посадочной полосой, теплым ангаром, заправочным комплексом и собственным таможенным складом временного хранения при Пулковской таможне. В центре обслуживаются частные и государственные вертолеты, а также имеется собственный авиапарк.

С 2014 года на базе "Хели-драйв" работает первая в России частная региональная служба санитарной авиации. В рамках пилотного проекта, реализуемого с Минздравом РФ, МВД РФ и правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приобретены легкие вертолеты и высокотехнологичное медицинское оборудование, а рядом с районными больницами Ленинградской области построена авиационная инфраструктура.

Несмотря на то что санитарная авиация является одним из основных направлений, в котором работает компания Ивана Яценко, главной коммерческой составляющей ее деятельности все-таки остается обслуживание и ремонт вертолетов.

Другие петербургские предприниматели пытаются заработать на эксплуатации вертолетов в туристических и развлекательных целях. Список авиаклубов и компаний, предлагающих полеты над Невой, Петропавловской крепостью, Петергофом и Кронштадтом, довольно обширный, однако, как выяснилось, они тоже летают с каждым годом все меньше. Как рассказывают участники этого рынка, вертолеты они арендуют у частных владельцев, а арендная плата покрывается только за счет туристов, которые все чаще выбирают полет на легком самолете, потому что он дешевле. "Очень активно вертолетное направление развивалось до 2014 года, но после падения курса рубля полеты на вертолетах стали очень дороги,— рассказывает директор одного из авиаклубов.— Авиационное топливо, запчасти — все приходится закупать за валюту, поэтому цена полета резко выросла". В результате получасовой полет на вертолете сегодня сравним по себестоимости с полуторачасовым полетом на самолете, но вертолетные прогулки над Невой все-таки продаются, поскольку небо непосредственно над городом для самолетов любых типов закрыто.

В Санкт-Петербурге сейчас эксплуатируют легкие самолеты и вертолеты не более десятка юридических и чуть меньше сотни физических лиц, вертолетный парк в основном представлен моделями зарубежных фирм — Eurocopter, Robinson, Agusta и Bell. Несмотря на упрощение процедуры подачи заявок на полеты над городом, количество отказов в выдаче разрешений частным пилотам легких вертолетов в границах Санкт-Петербурга в прошлом году достигло 19 против 8 годом ранее.

Осенью прошлого года правительство Петербурга приняло программу по развитию авиации общего назначения в 2016-2020 годах, которой, в частности, предусмотрено снижение налоговых ставок для владельцев вертолетов, уменьшение земельного налога для размещения вертолетных площадок, дальнейшее упрощение процедуры выдачи разрешений на полеты. В документе преимущественно идет речь о перспективном развитии именно вертолетного транспорта, так как на земельных участках города строительство взлетных полос для самолетов невозможно.

Согласно целевым показателям программы, количество вертолетных площадок в границах Санкт-Петербурга должно увеличиться к 2020 году до 67 против 53 в 2016 году, количество выданных разрешений за тот же период должно возрасти в полтора раза, с 70 до 110 в год. В качестве перспективных площадок обозначены три аэродрома — аэродром Горская, бывший военный аэродром Горелово и посадочная площадка Бычье Поле. Более чем скромные KPI этой программы объяснены в самом ее тексте: чиновники считают, что, "несмотря на большой потенциал, в настоящее время данный сегмент гражданской авиации принимает незначительное участие в решении общественно значимых задач Санкт-Петербурга (поисково-спасательные и другие мероприятия)".

По мнению заслуженного пилота России петербуржца Вадима Базыкина, без либерализации законодательства об авиаперевозках вертолетный бизнес не будет развиваться, все "останется на уровне аэроклуба". "Чтобы обслуживать один вертолет, нам требуется 11 обязательных должностей: директор, главный бухгалтер, инспектор, начальник штаба и так далее. В такой ситуации рентабельности никакой не будет",— констатирует он. По его мнению, владельцам частных воздушных судов нужно законодательно разрешить коммерческие пассажирские перевозки, которые сегодня серьезно рискуют подпасть под штрафные санкции практически при каждом полете, а в городской программе пока "очень много красивых слов, но за ними ничего не стоит".

Александр Фролов

Вся лента