Депутаты приступили к денатурализации
Поправки к законопроекту «О гражданстве РФ» прошли первое чтение
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий за терроризм лишать гражданства РФ преступников, получивших паспорт не по рождению. Авторы проекта во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным уверяют: это не «лишение гражданства», а всего лишь «отмена решения» о натурализации тех, кто нарушил обещание соблюдать Конституцию РФ. Эксперты считают, что законопроект в нарушение Основного закона предусматривает именно «лишение гражданства» и вводит его как наказание, которое выносится судом.
Депутаты одобрили законопроект, по которому гражданство РФ может потерять тот, кто оформил его, будучи жителем иной страны или лицом без гражданства, а став россиянином, совершил преступление террористической или экстремистской направленности. Документ дошел до первого чтения со второй попытки. Первая версия поправок к закону «О гражданстве РФ» указывала, что лица с приобретенным гражданством лишаются его, как только будут осуждены за терроризм или экстремизм. Это раскритиковали правоведы, которые напомнили ч. 1 ст. 6 Конституции («Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения») и ч. 3 ст. 6 («Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»). Проект был изъят из думской электронной базы (см. “Ъ” от 20 апреля).
Под второй версией законопроекта подписался в том числе спикер Вячеслав Володин. «Это не лишение гражданства, а отмена решения по вопросам гражданства»,— заявил, представляя проект депутатам, глава комитета по законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»). Сейчас закон позволяет отменять такие решения, если «человек, который еще не получил гражданства», сообщает для его получения «заведомо ложные сведения», напомнил он. Депутат не уточнил, какие сведения признаются «заведомо ложными». Текст законопроекта прямо указывает на конкретный вид «заведомо ложных сведений», ссылаясь на ст. 13 закона «О гражданстве РФ», по которой каждый человек, желающий стать россиянином, должен подавать заявление. В заявлении он должен написать, что «обязуется соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ». Стало быть: тот, кто стал россиянином, но потом пошел в террористы, нарушил Конституцию. То есть, он не выполнил того обязательства, которое брал на себя, когда вступал в российское гражданство. Значит, он сообщал о себе «заведомо ложное сведение» будто бы обязуется соблюдать Конституцию. А «заведомо ложное сведение» — это законное основание для отмены решения о натурализации. Такова логика законопроекта.
«Я бы предложил действовать более жестко,— заявил справоросс Олег Нилов.— Нужно лишать гражданства и тех, кто занимается наркобизнесом, торговлей оружием, людьми, бандитизмом». «Мы даем гражданство исходя из добросовестности человека, его готовности работать и служить своей новой родине»,— заявил единоросс Андрей Исаев, добавив, что «обманувшие доверие государства» должны быть лишены гражданства. Как отметил единоросс, уголовное наказание полагается не только за теракт, но и за «финансирование экстремистских организаций, их создание и за поддержку создания подобных организаций». Преступники, выйдя на свободу и оставаясь гражданами РФ, смогут «пользоваться всеми правами, например свободного въезда и выезда, еще и получат пенсионное обеспечение», возмутился он.
Один Сергей Иванов (ЛДПР) призывал коллег принимать законы, «чтобы над ними не смеялись». «Давайте вернем смертную казнь,— предложил он.— Но вы этого не хотите, потому что хотите быть красивыми перед Европой. А перед всем юридическим сообществом выглядеть уж не знаю кем — это пожалуйста».
Сергей Иванов призвал соблюдать «юридическую технику»: если лишать гражданства, то за все тяжкие преступления, а не только за терроризм; если лишать гражданства за преступления, то всех граждан, так как «гражданство у всех одинаковое, вне зависимости от способа приобретения».
Господин Иванов был единственным, кто не участвовал в голосовании. 401 присутствовавший депутат проголосовал за, в том числе фракция КПРФ.
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова подчеркивает, что «заведомо ложными сведениями считаются только факты, но не намерения». Она уверена, что наказать «за намерения» невозможно, как невозможно наказать за несоблюдение заповедей Нагорной проповеди или «Морального кодекса строителя коммунизма». Авторы проекта это тоже знают, полагает она, поэтому суды будут выносить приговор за терроризм (или экстремизм), которого будет достаточно для миграционной службы, чтобы лишить человека гражданства. «Значит, суд освобожден от того, чтобы устанавливать чье-либо намерение и умысел не соблюдать Конституцию, достаточно осудить за терроризм»,— поясняет госпожа Морщакова. А это чревато «очередным витком произвола судов, следственных и правоохранительных органов», которые ринутся «обеспечивать статистику, стремясь выполнить приказ сверху или желая угодить тем, кто наверху». Проект можно воспринимать «только в логике политических желаний», а не права, уверена Тамара Морщакова. Она сравнивает это с практикой советских времен, когда «коммуниста, подпавшего под уголовное преследование, сначала исключали из КПСС и только потом отдавали под суд» (сейчас в похожей ситуации единороссы приостанавливают членство в партии до приговора суда). Такая «социальная маркировка» ведет к возбуждению вражды к отдельным группам, что запрещено Конституцией, говорит госпожа Морщакова.
Глава общественного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что «фактически у нас будет два сорта граждан». Происходящее напоминает ей советские времена, когда гражданства были лишены лауреат Нобелевской премии писатель Александр Солженицын, музыкант Мстислав Ростропович и другие. «Тот советский опыт и подталкивал нас именно так сформулировать ст. 6 в Конституции, которая теперь нагло нарушается»,— заявил “Ъ” участник Конституционного совещания 1993 года, член политкомитета партии «Яблоко» Виктор Шейнис.