Государственный блокчейн
Должна ли власть регулировать технологию
Дмитрий Медведев призвал задуматься о регулировании технологии блокчейн. По сути своей она автономна, заявил на днях премьер-министр, однако «в человеческом обществе все сложнее». Татьяна Гомозова разбиралась, что именно власти могут сделать с распределенным реестром.
После того как Дмитрий Медведев призвал юристов подумать над регулированием блокчейна, экономист Сергей Алексашенко пошутил в Twitter, что с тем же успехом можно подумать о том, как управлять погодой.
С точки зрения пользователей технологии призыв премьера действительно, может выглядеть странно. Один из главных плюсов блокчейна состоит как раз в отсутствии централизации. При его использовании данные хранятся у всех участников сети сразу, и при любом их изменении изменяется вся цепь. В результате подделать информацию невозможно, и никакие посредники не нужны.
В России уже немало предпринимателей используют блокчейн, включая крупные банки. Фактически, они работают на взаимном доверии, отметил премьер.
«Сегодня активно развивается так называемая технология блокчейн, так называемые «умные контракты». С их помощью формируются по сути автономные от государства саморегулируемые системы, которые начинают жить по своим неписаным законам. Кстати, для правоведов исключительно интересные задачи. Очень часто здесь вообще заканчиваются пределы права», — заявил Дмитрий Медведев.
Но правительству, которое настроилось не просто развивать цифровую экономику, а использовать блокчейн в собственной работе, придется увязывать новые возможности с уже существующей реальностью, отметил аналитик финансовой группы «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский: «Государству не нужен неконтролируемый блокчейн, в этом смысле ему не нужна вот именно эта технология в первоначальном варианте. Государство может использовать саму технологию для повышения надежности хранения каких-то государственных данных при том, что все регуляторы все будут контролировать, все органы, которым положено идентифицировать людей, будут их идентифицировать. Все останется, как есть, но, станет, может быть, более надежным и экономичным. Если этим делом озаботиться, можно сократить расходы ведомств, у которых большой документооборот. Я думаю, что это интересно может быть для налоговой службы, это интересно будет для реестров недвижимости.
В апреле Ассоциация негосударственных пенсионных фондов предложила использовать технологию в системе индивидуального пенсионного капитала. Центробанк, в свою очередь, хочет создать базу нотариально заверенных доверенностей на основе блокчейна.
Но и для бизнесменов важно будет договориться с властями о стандартах, если они хотят защищенности, в том числе судебной. Это отметил глава группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte СНГ Артем Толкачев: «Вопросов не возникает, пока блокчейн используется определенным количеством субъектов, которые между собой согласовали возможность такого использования. Как только мы хотим, чтобы внутренние записи блокчейн имели силу для третьих лиц, которые с нами ни о чем не договаривались, мы подходим к необходимости регулирования. Совершенно так же мы подходим к необходимости регулирования, когда мы хотим для государства эти записи показывать и говорить, чтобы это принималось во внимание».
Некоторые игроки относятся к идее регулирования блокчейна достаточно осторожно. В Российской ассоциации электронных коммуникаций уже заявляли, что контроль со стороны государства может помешать эффективному использованию технологии. Но пока еще есть надежда, что стороны успеют согласовать интересы: по плану Минкомсвязи, законодательство для использования блокчейна в России будет принято к 2019 году.
На государственном уровне блокчейн уже используют в ряде стран, включая Эстонию, Швецию, Объединенные Арабские Эмираты и даже Гондурас. По прогнозу Всемирного экономического форума, около 10% мирового ВВП к 2025 году будет создаваться при использовании этой технологии.