Россияне стали покупать больше лекарств

Контекст

ТОП-20 самых продаваемых препаратов по итогам 2016 года (источник: DSM Group)

По данным аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за 2016 год через аптечную сеть было реализовано 4,12 млрд упаковок лекарств на 611 млрд руб. (в ценах закупки аптек). В стоимостном выражении это на 8,8% больше, чем в 2015 году, на 3,4% — в упаковках. «Рынок вышел в положительную зону, как в рублевом выражении, так и в упаковках. Прироста аптечных продаж в упаковках стоило ждать, так как падать было уже некуда. На протяжении последних трёх лет продажи в аптеках в упаковках снижались в среднем на 3%, в результате объём с 4,5 млрд упаковок в 2012 году сократился до 4 млрд упаковок в 2015-м. В 2016 году рынок „вытянул“ четвертый квартал», — поясняет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Инфляция на лекарства в аптечном сегменте за 12 месяцев 2016 года составила 5%. Рост цен на препараты сравним с индексом потребительских цен в целом (по данным Росстата, 5,4%). Традиционно более существенная инфляция на позиции, которые не относятся к списку жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). За год в среднем цены на данный сегмент выросли на 6,9%, тогда как на ЖНВЛП — на 1,3%.

Аптеки традиционно более заметно поднимают цены на препараты дешёвого ценового сегмента: в 2016 году инфляция на препараты с ценой до 50 руб. составила 7,1%. Рост цен в сегменте от 50 до 150 руб. составил 4,9%. Рост выше среднего (6,8%) наблюдается на самый ёмкий ценовой сегмент (от 150 до 500 руб.). Дорогие препараты (от 500 руб.) стали стоить на 1,9% дороже, чем в декабре 2015 года.

«К сожалению, есть тенденция снижения доли дешевого сегмента как в рублях, так и в упаковках. Конечно, на снижение влияют и инфляционные процессы, то есть переход препарата из одного сегмента в другой при росте цен. Но даже если исключить данный фактор, то всё равно наблюдается уменьшение доли препаратов с ценой до 50 руб. практически на 2%. Таким образом, действительно можно говорить о перераспределении рынка в сторону более дорогих препаратов», — отмечает Сергей Шуляк.

В 2016 году в структуре продаж доля отечественных препаратов в стоимостном выражении составила 27,3%, в натуральном — 57,4%. Реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 18%, объём продаж импортных препаратов на 6%. Таким образом, отечественные лекарства обеспечили в большей мере рост рынка, чем препараты иностранных производителей. Средняя стоимость отечественного препарата в 2016 году составила 71 руб., импортного — 253 руб.

 

 

 

 

 

Вся лента