«ЮТэйр» долетела до прибыли
спустя три года после начала реструктуризации
Четвертая по величине авиакомпания UTair смогла добиться положительных финансовых результатов, спустя три года после начала масштабной реструктуризации. По итогам 2016 года выручка компании составила 75,4 млрд руб., а прибыль достигла 5,4 млрд руб. Компания рассчитывает укрепить свое положение за счет дальнейшего снижения издержек и своевременного погашения денежных обязательств.
Группа UTair (включает одноименную авиакомпанию и является крупнейшим эксплуатантом вертолетов в РФ) опубликовала отчетность по МСФО за 2016 год. По итогам года прибыль компании составила 5,4 млрд руб. Начиная с 2013 года деятельность авиакомпании приносила только убытки: в 2013 году — 4,5 млрд руб., в 2014 году — 62 млрд руб., в 2015 году — 2,7 млрд руб., следует из отчетности.
По итогам 2016 года выручка UTair от пассажирских и вертолетных работ составила 74 млрд руб., из которых 41 млрд руб. принесли регулярные перевозки, 8,7 млрд руб.— чартерные. Вертолетные работы по договорам с ООН сохранились на уровне 2015 года — около 10 млрд руб. Операционные расходы компании выросли на 6,9%, до 41 млрд руб. При этом на конец 2016 года обязательства группы превысили ее активы на 6 млрд руб., а краткосрочные обязательства — на 207 млн руб., говорится в отчетности. Долгосрочные обязательства составили почти 70 млрд руб., а краткосрочные — 20,9 млрд руб. (сократились на 26%).
Обязательства по итогам 2016 года составили почти 91 млрд руб. (в 2015 и 2014 годах они составляли 106 млрд руб. и 138 млрд руб. соответственно).
В отчетности отмечается, что показатели деятельности группы будут планомерно стабилизироваться «по мере улучшения финансовых результатов». Группа продолжит улучшать работу с покупателями и заказчиками, оптимизировать маршрутную сеть, работать над повышением доходности, снижать издержки, «обеспечивая при этом высочайший уровень безопасности полетов». Эти меры позволят поддержать «достаточный уровень финансовых ресурсов», в том числе для «своевременного погашения заемных средств». Вертолетный бизнес UTair, помимо сотрудничества с ООН, должен поддержать контракт с «Роснефтью» на вертолетные работы. В январе группа заключила с госкомпанией пятилетний договор на перевозки с использованием 45 вертолетов.
Напомним, в 2014 году на фоне падения спроса на авиаперевозки UTair оказалась на грани банкротства. Финансовое положение удалось улучшить благодаря сокращению рейсов и внедрению программы реструктуризации издержек «Импульс». Общий долг компании на декабрь 2014 года составлял 167,9 млрд руб., в том числе 85,2 млрд руб.— по лизинговым платежам. В ноябре 2015 года UTair договорилась с банками-кредиторами о реструктуризации долга на 43 млрд руб. Правительство выделило компании госгарантии в размере 9,4 млрд руб., также в уставный капитал компании 11,5 млрд руб. внес Ханты-Мансийский АО и 2,5 млрд руб. — Тюменская область. В результате изменился состав акционеров авиакомпании: сейчас 50,1% группы владеет НПФ «Сургутнефтегаз» через АО «АК-инвест», 38,8% принадлежит Ханты-Мансийскому автономному округу и 8,4% — Тюменской области. За время реструктуризации парк авиаперевозчика сократился до 65 самолетов, а маршрутная сеть — примерно на 20%. По итогам 2015 года UTair перевезла 5,5 млн пассажиров, а в 2016 году объемы перевозок выросли на 20,1%, до 6,6 млн человек.
На прошлой неделе гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов заявил, что в 2017 году UTair планирует увеличить перевозки на 15–20%.