Киберриск победил коррупцию
Специалисты по комплаенсу определились с приоритетами
Киберпреступность победила по значимости для комплаенс-подразделений взятки и коррупцию. Такой вывод следует из результатов опроса, проведенного компанией Thomson Reuters. Кроме того, работники финансовой сферы всерьез опасаются ситуаций, в которых их компании могут оказать невольное содействие противоправным деяниям, приводящим к ущербу или убыткам. В таких условиях большинство опрошенных уверены, что затраты на комплаенс будут в ближайшее время расти.
"Ъ" ознакомился с опросом, проведенным компанией Thomson Reuters среди специалистов по комплаенсу и рискам, работающих в российских и международных компаниях финансового сектора (банках, профучастниках, страховых и управляющих компаниях). Как пояснила менеджер по развитию, комплаенсу и рискам компании Thomson Reuters Юлия Елисеева, исследование было проведено с целью "выявить основные векторы развития сектора, приоритеты, политики, новые методы на ближайший год и в перспективе".
Наиболее серьезные опасения у финансовых комплаенс-офицеров, согласно опросу, вызывает киберпреступность. Этот риск сочли главным 60% опрошенных, притом что традиционные российские риски — взяточничество и коррупция — на первое место поставили только 58%. По словам руководителя комплаенс-контроля ГК "Атон" Ирины Грековой, киберриск становится все более актуальным со стремительным развитием технологий. "Кибермошенничество усложняется и развивается, эта угроза может реализоваться в любой момент",— поясняет она. В то же время, по словам сопредседателя комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексея Тимошкина, на результаты опроса могла повлиять новостная повестка последних месяцев, тогда как взяточничество и коррупция внутри компаний по-прежнему представляют наиболее серьезную угрозу.
Наибольшей угрозой для бизнеса финансовых компаний большинство участников опроса назвали невыполнение нормативных требований (56%). При этом неспособность достижения бизнес-целей назвали угрозой для своей компании лишь 50% респондентов. По словам господина Тимошкина, это может быть справедливо в основном для небольших кредитных организаций, для которых жизненно важна позиция регулятора. Заместитель гендиректора по внутреннему контролю брокерской компании "Алор+" Николюк добавляет, что в текущей ситуации для абсолютного большинства игроков важнее сохранить бизнес, чем получить сиюминутную, пусть даже очень крупную, прибыль. Ситуация, по его словам, может поменяться, если, например, требования регулятора будут снижены или же изменится менталитет акционеров и руководителей компаний. Небольшая часть опрошенных (26%) среди угроз бизнесу назвала "невольное содействие противоправным деяниям, которые могут привести к ущербу или убыткам". "Ранее в теневую сферу были очень активно вовлечены небольшие банки и компании, однако сейчас такая практика прекращена усилиями регулятора",— поясняет господин Тимошкин.
При этом большая часть участников опроса (65%) считает, что методы работы их подразделений являются эффективными и помогают предотвращать финансовые преступления, сокращать число незаконных действий и трансакций. Однако и тех, кто признал неэффективность деятельности в области комплаенса в их компании или банке, оказалось немало (более 30%). "Кто-то создает процедуры для регулятора. Кто-то на деле пытается предотвратить угрозы. Если роль комплаенса в компании высока, то и процессы и процедуры будут работать на опережение",— комментирует госпожа Грекова.
При этом большая часть респондентов уверена, что затраты на комплаенс в 2017 году будут расти. 45% опрошенных полагают, что приоритетной статьей расходов будет технологическое обеспечение нужд комплаенса, 43% — что дополнительные средства пойдут на усовершенствование процессов комплаенса. И лишь 12% опрошенных считают, что затраты на деятельность комплаенс-подразделений в их компаниях не изменятся.