Семь локтей по карте
В самом ли деле размер имеет значение?
Красота совсем не умозрительна, и у нее есть стандарты. Нарисовать красивый автомобильный кузов не проще, чем спроектировать сложный двигатель. И в области эстетики дизайна тоже существуют проверенные технологии.
"Автомобиль - самая эмоциональная покупка, которую совершает человек в своей жизни, - считает главный дизайнер студии Cadillac в Нью-Йорке Малкольм Уорд, - и как произведение искусства он должен рождать страсть".
А у страсти особые формулы. По словам дизайнера Владимира Пирожкова, "эмоциональный образ складывается из размеров, пропорций и форм. А в качестве источника вдохновения выступает антропоморфность".
Глаза - еще не все
"Антропоморфность - это подражание человеческим формам, - продолжает рассуждения коллег профессор МАрхИ, руководитель направления "Метрология гармонии" Александр Малинов, - к примеру, современный автомобиль имеет два глаза, четыре конечности, нос и выразительные скулы".
Несколько лет назад в аэропорту Франкфурта к открытию автосалона висели якобы портреты, где вместо лиц красовались передки Mercedes-Benz, Audi и BMW. Выглядело забавно, но повторять в очертаниях фар глаза - это еще не все. Чтобы получилось красиво, нужно знать правильные архетипические размеры, а также пропорциональные соотношения их частей. И эти данные "зашиты" в традиционных, порой уже забытых, мерах длины.
"Измерения в саженях, футах, ярдах и дюймах кажутся непосвященным безнадежным старьем, - пояснил мне руководитель сектора междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимир Буданов, - но отказ от них и увлеченность системой СИ уже сыграли с Россией злую шутку. Нельзя добиться одинакового результата, просто поменяв дюйм на сантиметр. Красота уступит место унылой унификации. Поэтому половина света по-прежнему противится метру, считая, что дюймы помогают создавать более гармоничные пространства вокруг".
Человеку интересен человек
Еще римский военный инженер и ученый Марк Витрувий изложил принципы построения гармоничных объектов через подражание совершенному человеческому телу. Деятели эпохи Возрождения подняли его постулаты на щит, и великий Леонардо да Винчи изобразил так называемого Витрувианского человека как ключ к пониманию человекоразмерной гармонии. Как это можно проиллюстрировать?
Вы когда-нибудь были на автосалоне перед открытием, когда залы заставлены строительными материалами для будущих стендов? Но даже боковым зрением вы углядите среди холодных нагромождений промелькнувший вдали силуэт девушки.
Человеческая психика научена реагировать на живое и бояться мертвого. "Человеку интересен человек", и не зря он назван древними "мерилом всех вещей". Дюймы, футы, сажени, локти и тому подобные меры длины выведены из размеров человеческого тела, отчего мгновенно опознаются подсознанием, словно "живые". Поэтому традиционной системе мер веками придавались сакральные свойства. Другое дело метр.
"Проблема в том, что метр получен искусственно, как одна 40-миллионная часть парижского меридиана, и не встречается в живой природе, - продолжает Владимир Буданов. - Поэтому выглядит он инородно, как пришелец из космоса".
Знаменитый архитектор Ле Корбюзье описал это явление в своих трудах по архитектуре и назвал метр тупиковой ветвью в дизайне.
Автомобиль должен быть эмоциональным, эргономичным, а также красивым и уютным. И то и другое достигается с помощью подобия живому телу. Как же работают заветы Леонардо на практике?
Королевский размер
Возьмем эталонный автомобиль и измерим. К примеру, американский Cadillac CTS растянулся в ширину на 1834 мм, что равняется двум ярдам. Легенды утверждают, что ярд - это расстояние от кончика носа короля Эдгара до среднего пальца его вытянутой в сторону руки. Английский монарх X века слыл красавцем. Высота седана тоже аристократическая — 1440 мм. Это два аршина или две руки от плеча до запястья. Раз уж мы принялись мерить Cadillac "королями", то в длину CTS укладываются два "короля" с вытянутыми вверх руками. В общем, габариты автомобиля получились вполне "королевскими".
Проделаем небольшой эксперимент и приглядимся к габаритам разных моделей BMW, Audi, Mercedes-Benz, Maserati, Jaguar. Сажени, дюймы и ярды мы встретим практически во всех премиальных европейских, английских и американских марках.
Для россиян, привыкших к метру, будет открытием, что человекоразмерные величины настолько распространены в западном дизайне, что принимаются по умолчанию в программах по проектированию. И чтобы загрузить для работы систему СИ, приходится вручную менять шаблоны в Autocad и 3D Studio MAX.
"Старые меры не спешат уходить не только по художественным соображениям, но и потому, что прописаны в технических регламентах Евросоюза", - говорит Владимир Пирожков. Европейские автомобили живут в древних городах со своими футовыми дорожками, проездами, саженными арками и горными мостами. И если машины проектировать в других единицах, то они просто застрянут на древних улицах, как Винни Пух в норе у Кролика".
"Конечно, дюймовые величины более выразительны, гармоничны и изящны. Есть в них особый шарм, и автомобили получаются особенными, - это уже мнение директора Land Rover Design Studio Ричарда Вулли, - но метр и система СИ придуманы неслучайно. Они удобны для глобальной унификации".
И тут на помощь приходят компьютерные программы, которые после завершения проекта автоматически переписывают спецификации в миллиметры. Тем самым даже современные формы концептуальных автомобилей опираются на исторический фундамент из знаний предшествующих тысячелетий, пусть эти знания и кажутся некоторым "безнадежным старьем".
Гармоничный мир
Но было бы наивно думать, что весь дизайн строится только на одном принципе. Для создания гармоничных объектов недостаточно ни дюймов, ни математических расчетов с "золотым сечением" во главе. Важна работа художника, способного превратить алгебраические константы в законченный материальный шедевр. Но и здесь не следует впадать в крайности. Сколь бы ни был талантлив художник, без знания математических закономерностей ему не удастся сделать объект эмоциональным.
Возможно, познав секреты красоты, мы перестанем крушить прошлое и начнем сооружать вокруг себя гармоничный мир с прекрасными объектами вокруг. И его уже не захочется разрушать до основания, как прежде.