«Трансконтейнер» сдали на анализ
Белый дом не готов пока продать его «Сумме»
Как выяснил "Ъ", правительство предложило президенту повременить с продажей группе "Сумма" блокпакета ОАО "Трансконтейнер", пока консультанты до конца июня не проведут анализ перспектив рынка мультимодальных перевозок. Хотя "Сумма" подтверждает намерение купить пакет, владеющее им ОАО РЖД продавать его все так же не готово.
В ответ на указание Владимира Путина от 20 апреля правительство доложило позицию о целесообразности продажи ОАО РЖД группе "Сумма" Зиявудина Магомедова 25% плюс 1 акции "Трансконтейнера". Согласно протоколу совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова от 18 мая (есть у "Ъ", см. также стр. 1), Минэкономики и Минтрансу с участием ОАО РЖД, Аналитическому центру при правительстве "с привлечением при необходимости международного консультанта" поручено до 29 июня "в целях создания национального контейнерного оператора" провести анализ перспектив рынка мультимодальных перевозок, включая контейнерные, а также сценариев присутствия на нем российских игроков. Предложения по продаже всех акций "Трансконтейнера" ОАО РЖД (50% плюс 2 акции, владеет через ОТЛК) должны быть представлены на основе анализа. Это же изложено в докладе правительства Владимиру Путину за подписью Игоря Шувалова от 20 мая ("Ъ" знаком с содержанием). С учетом изложенного, говорится там, о ходе выполнения указания правительство доложит дополнительно.
Как сообщал "Ъ" 5 мая, 20 апреля Зиявудин Магомедов писал Владимиру Путину с просьбой поддержать проект национального контейнерного оператора на базе активов группы и контрольного пакета "Трансконтейнера" (у "Суммы" 25,07%). Президент поручил рассмотреть вопрос. В "Сумме" сообщили "Ъ", что заинтересованы в увеличении доли в "Трансконтейнере", поскольку для группы это стратегическая инвестиция. "Мы считаем, что контейнеризация в России в целом имеет большой потенциал для развития",— говорят в "Сумме". Источник, близкий к группе, уверяет, что ведомства поддерживают идею продажи и она лишь вопрос времени.
Но позиции ведомств не так однозначны. ФАС сообщила Минэкономики 3 мая лишь о том, что поддерживает развитие конкуренции, считает целесообразным при контейнерных перевозках использовать в качестве одного окна электронную торговую площадку и обеспечить снижение транспортных издержек. От комментариев "Ъ" в службе отказались. Минэкономики 10 мая направило Игорю Шувалову сводный доклад совместно с ФАС и ОАО РЖД. В нем сообщается, что решение о продаже акций "Трансконтейнера" следует принимать из анализа сценариев развития транзитного потенциала РФ и оценки влияния на потребителей как сохранения контроля у ОАО РЖД, так и при функционировании вне холдинга. Также в письме говорится, что необходимо оценить различные варианты распоряжения акциями "Трансконтейнера", этим занимается Аналитический центр при правительстве, который завершит работу к августу. А с решением о продаже следует повременить до реорганизации ОТЛК. В Минэкономики "Ъ" сказали, что по итогам совещания вопрос будет прорабатываться. В письме замглавы Минтранса Алана Лушникова от 15 мая также отмечено, что продажу акций "Трансконтейнера" следует рассмотреть после анализа Аналитического центра при правительстве и реорганизации ОТЛК. В Минтрансе добавили, что проработают все варианты, которые представит центр.
В ОАО РЖД сообщили, что направили позицию ведомствам. В письме Минэкономики от 3 мая ОАО РЖД назвало предложение "Суммы" нецелесообразным, заявив, что сами активно развивают контейнерные перевозки, а обоснованность предложения группы вызывает сомнения из-за долга в $1 млрд ее профильного актива FESCO. Источник "Ъ", близкий к монополии, заверяет, что ОАО РЖД — компания, которая может создать национального контейнерного оператора. Сдержанная позиция ведомств, считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, отражает то, что при росте контейнерного рынка и его доходности ОАО РЖД нецелесообразно продавать актив — через год он будет заметно дороже.