В либерализме ищут угрозу жизнедеятельности
Уральским студентам предложили описать его опасность в научной работе
Очередной политический скандал в высшей школе разгорается на Урале. Преподаватель Уральского государственного педагогического университета Сергей Майфат предложил студентам написать реферат об опасности либерализма — в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В вузе подтвердили этот факт и пообещали выяснить обстоятельства, при которых преподаватель дал учащимся это задание. Председатель либеральной платформы «Единой России» Андрей Клишас посоветовал доценту Майфату сначала защитить диссертацию по данной теме и только потом предлагать ее студентам.
Об учебном задании написать реферат на тему опасности либерализма журналистам рассказали студенты курса «Безопасность жизнедеятельности» Уральского государственного педагогического университета. Как пояснила “Ъ” пресс-секретарь вуза Юлия Афанасьева, речь идет о задании доцента кафедры анатомии, физиологии и валеологии (валеология — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека; с 1980-х годов подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям») Сергея Майфата для студентов-прогульщиков. «Они должны получить зачет по дисциплине, однако из-за пропусков не было оснований зачесть им курс. Преподаватель предложил им написать реферат, одна из тем звучала так: “Либерализм как новая угроза безопасности жизни человека”»,— пояснила пресс-секретарь. Она подчеркнула, что тема не являлась единственной и обязательной, студент по согласованию с преподавателем мог предложить свою.
По ее словам, жалоб от студентов администрации вуза не поступало. «Сергей Прокофьевич объяснил задание тем, что студенты должны понять природу конфликта как такового»,— добавила госпожа Афанасьева. Она добавила, что все темы рефератов преподаватели согласовывают с кафедрой. Сейчас администрация вуза проверяет, согласовал ли Сергей Майфат эти темы. С преподавателем будет проведена беседа, «чтобы понять, какие акценты он расставляет, давая такое задание».
Связаться с господином Майфатом не удалось. Ранее он заявлял в СМИ, что «либеральные ценности», в том числе толерантность, несут «серьезную угрозу» для страны. Он также пояснил, что в учебном плане такие темы не предусмотрены, поэтому рефераты писать предлагалось добровольно, сообщает портал «Новый день». Впоследствии Сергей Майфат от своих слов отказался и прекратил общаться с журналистами.
Сообщения о деятельности преподавателей и школьных учителей, направленных на политическую подготовку молодежи, стали появляться в информационной повестке после митинга против коррупции, который прошел в российских городах 26 марта. Как ранее сообщал “Ъ”, в Екатеринбурге в нем приняли участие около 3 тыс. человек. Как и в других городах, особенностью митингов стало массовое участие студентов и школьников. Ранее студенты Уральского государственного юридического университета сообщали, что участникам митинга грозили отчислением, однако сотрудники вуза эту информацию опровергли. Публичную полемику вызвала также информация о показе студентам Владимирского государственного университета фильма об уголовных делах Алексея Навального с последующей наставительной беседой о профилактике экстремизма. В Томске учитель русской классической гимназии №2 прочел школьникам лекцию о схожести либерализма и фашизма, а преподаватель Томского государственного университета высказался против участия томских студентов в митинге против коррупции и назвал митингующих «фриками».
Член Общественной палаты Свердловской области Сергей Колясников считает, что преподаватели обязательно должны разъяснять молодому поколению опасности и угрозы различных ситуаций. «Мы живем в информационном обществе. Происходят различные манипуляции, информационные вбросы. Преподаватель обязан разъяснить студентам суть происходящих событий. Эта обязанность лежит и на родителях, но в вузе и школе дети проводят больше времени, чем с родителями. Но преподаватель в то же время не должен транслировать свои политические амбиции и идеи»,— рассуждает господин Колясников. Он добавил, что не понимает, почему СМИ «вцепились в эту историю». «Преподаватель дал это задание не всем студентам, что в этом такого»,— недоумевает он.
«Я посоветовал бы уважаемому доценту предлагать студентам темы по анатомии и физиологии,— заявил “Ъ” председатель либеральной платформы “Единой России” Андрей Клишас.— А если его научные интересы вдруг переместились в сферу политических наук, то стоит сначала защитить диссертацию о пагубном влиянии либерализма на анатомию и физиологию человека. Думаю, к такой работе было бы привлечено пристальное внимание научной общественности, в том числе из медицинских кругов».