Грузовики забираются в гору
Их продажи за четыре месяца выросли на 34%
На фоне постепенного восстановления экономики и стабилизации курса рубля за январь—апрель российский рынок коммерческого транспорта продемонстрировал значительный рост, причем как по грузовикам — на 34%, так и по легкому коммерческому транспорту (LCV) — на 28%. Эксперты считают, что тенденция роста рынка продолжится, особенно ярко выраженно — в сегменте тяжелых грузовиков. Но у участников рынка ожидания более сдержанные — так, например, лидер сегмента LCV группа ГАЗ пока не готова счесть четырехмесячный рост стабильным.
По данным «Автостата», российский рынок грузовиков за январь—апрель вырос на 34%, до 19,3 тыс. машин. Продажи в апреле увеличились на 36%, до 5,9 тыс. штук. При этом по темпам роста отечественные марки отстают от иностранцев. Лидер рынка КамАЗ за январь—апрель нарастил продажи на 20%, до 7,3 тыс. машин, реализация грузовиков группы ГАЗ за тот же период сократилась на 1%, до 2,2 тыс. штук. Следом по объемам идут грузовики Volvo, чьи продажи на фоне низкой базы 2016 года выросли более чем втрое, до 1,2 тыс. штук. Продажи грузовиков Mercedes увеличились в пять раз, до 1 тыс. машин, Scania — вдвое, до 1,1 тыс. штук. Объем продаж белорусского МАЗа вырос на 24%, до 1,1 тыс. штук.
Рынок легких коммерческих машин (LCV) также за четыре месяца вышел в рост на 28%, до 32,9 тыс. штук, в апреле продажи увеличились на 19%, до 9,7 тыс. штук. За четыре месяца лидер рынка группа ГАЗ нарастила продажи на 24,5%, до 13,9 тыс. машин, у УАЗа реализация выросла на 39%, до 8 тыс. LCV. Объемы продаж LCV Mercedes и Ford увеличились на 45% и 62%, до 2,7 тыс. штук и 1,8 тыс. штук соответственно. Упали продажи за январь—апрель лишь у Volkswagen — на 8%, до 1,3 тыс. штук, и Fiat — на 35,5%, до 518 штук.
Впрочем, по данным группы ГАЗ, рост рынка LCV за январь—апрель был более скромным — менее 10% («Автостат» считает данные по регистрациям автомобилей, концерн — по отгрузкам). Компания прогнозирует в ближайшие месяцы небольшой рост рынка LCV на уровне «нескольких процентов», но не считает это увеличение стабильным. «Пока нельзя говорить о тенденции восстановления рынка до предкризисного уровня»,— утверждают в группе. В компании по итогам года планируют повысить долю в отдельных сегментах рынка LCV за счет новых продуктов 2016 года — в частности, в сегменте фургонов и микроавтобусов. В Ford Sollers считают, что рынок будет продолжать укрепляться, в том числе при поддержке госпрограммы по обновлению транспортной инфраструктуры, а также благодаря оживлению деловой активности. В компании подчеркивают, что продажи LCV Ford Transit растут быстрее рынка (за январь—апрель — на 40%), в частности за счет локализации производства и большого выбора модификаций.
Значительный рост продаж иностранных компаний на рынке игроки напрямую связывают со стабилизацией рубля, повлиявшей на снижение цен на машины. В «Соллерсе» отмечают, что рынок демонстрирует признаки выздоровления, по предварительным оценкам, в этом году он может вырасти на 10–11%. Основным драйвером роста в компании считают программы господдержки. Источник “Ъ” на рынке рассказывает, что компания готовит запуск УАЗ «Профи» грузоподъемностью 1,5 тонны — «конкурента “Газели”, на него УАЗ будет делать большие ставки в плане продаж».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» ожидает, что тенденция роста рынка коммерческих автомобилей продолжится. По его прогнозу, рынок LCV за год вырастет на 4–5%, примерно до 100 тыс. штук, рынок тяжелых грузовиков увеличится на 11–12%, до 44–45 тыс. штук, рынок средних грузовиков будет расти на 3–5%, до 19,5–20 тыс. штук. Положительно на спрос на коммерческий транспорт влияет восстановление экономики, увеличение деловой активности, говорит аналитик. Росту продаж грузовиков будет способствовать постепенное восстановление инвестиционного спроса, в частности активизация строительных проектов. По тяжелым грузовикам реабилитация спроса будет более резкой, рассуждает он, традиционно этот сегмент падают сильнее, но и быстрее восстанавливается, восстановление продаж по LCV и средним грузовикам будет не таким стремительным.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting рассуждает, что сегмент грузовиков наиболее устойчив к кризису, по мере стабилизации экономической ситуации он ожидает роста этого сегмента на 15–17%. «Позитивное влияние здесь окажут снижение стоимости кредитных средств и реализация мер господдержки, что сформирует условия для обновления парка»,— полагает он. По сегменту LCV драйверы роста будут примерно аналогичными, продолжает эксперт, но негативное влияние окажет минимизация активности малого и среднего бизнеса. При этом по итогам года прирост рынка может составить 7–10%, ожидает господин Бабанский.