Chevrolet Niva сделала остановку
Конвейер GM-АвтоВАЗ временно не работает из-за нехватки комплектующих
GM-АвтоВАЗ остановил сборку автомобилей из-за проблем с поставками комплектующих от нижегородского завода «Автокомпонент». Причины, по которой производитель автокомпонентов прекратил поставки деталей, а также сроки возобновления работы конвейера не сообщаются. В самом «Автокомпоненте» на запрос „Ъ“ не ответили. Источник „Ъ“, знакомый с ситуацией, предполагает, что причиной случившегося могли стать разногласия сторон по цене. По словам экспертов, если на складах компании и у дилеров достаточно автомобилей, на потребителях и показателях GM-АвтоВАЗ временная остановка конвейера никак не отразится.
Вчера тольяттинский завод GM-АвтоВАЗ сообщил, что ему пришлось приостановить работу конвейера с 17 мая по причине того, что ООО «Завод „Автокомпонент“» прекратило поставки комплектующих. Когда будет возобновлено производство, в пресс-службе GM-АвтоВАЗ не сообщили. «Говорить о каких-либо деталях пока преждевременно», — говорится в официальном ответе компании.
GM-АвтоВАЗ — паритетное СП АвтоВАЗа и General Motors. Производственная площадка находится в Тольятти, здесь с 2002 года осуществляется выпуск внедорожника Chevrolet Niva. В настоящее время GM-АвтоВАЗ является единственным действующим производственным активом американского концерна в России. Весной 2015 года General Motors объявил о радикальной реструктуризации бизнеса, остановив производство и сборку своих автомобилей на российских заводах. По итогам 2016 года GM-АвтоВАЗ произвел 32,1 тыс. машин — на 6,18 % меньше, чем годом ранее. Продажи Chevrolet Niva осуществляют 147 дилеров в России, восемь дилеров и три дистрибьютора в странах СНГ.
ООО «Завод „Автокомпонент“» входит в одноименную нижегородскую группу компаний. В составе холдинга — управляющая компания, производственные площадки в Нижнем Новгороде, Тольятти, Колпино и Москве. Предприятия группы, согласно информации, размещенной на официальном сайте ГК «Автокомпонент», выпускают более 2,7 тыс. наименований деталей автомобильного интерьера и экстерьера. Холдинг является поставщиком АвтоВАЗа, Группы ГАЗ, Renault, Volkswagen и других. Какие комплектующие и в каком объеме поставляются для сборки Chevrolet Niva, не уточняется. В GM-АвтоВАЗ такую информацию не раскрывают. Ранее самарские СМИ сообщали, что «Автокомпонент» делает около 100 наименований деталей для Chevrolet Niva.
По какой причине «Автокомпонент» прекратил поставки в адрес GM-АвтоВАЗ, на тольяттинском заводе не говорят. На запрос „Ъ“ в ГК вчера не ответили. Источник „Ъ“, знакомый с ситуацией полагает, что прекращение поставок комплектующих в адрес GM-АвтоВАЗ может быть связано с тем, что стороны не договорились о цене. «Таким заявлением (что из-за отсутствия поставок приостановлен конвейер. — „Ъ“) пока идут переговоры может оказываться давление через прессу со стороны GM-АвтоВАЗ на „Автокомопонент“, чтобы добиться снижения цены», — считает собеседник „Ъ“.
В этом году GM-АвтоВАЗ на три дня приостанавливал работу конвейера в марте, а также в период с 1 по 9 мая. В обоих случаях это было предусмотрено производственным графиком, отгрузки дилерам осуществлялись в обычном режиме. В то же время проблемы с ГК «Автокомпонент» были и у АвтоВАЗа. В октябре 2015 года крупнейшему российскому автопроизводителю пришлось на три дня остановить сборочную линию В0, так как нижегородский холдинг, по данным АвтоВАЗа, сорвал поставки деталей для боковых зеркал заднего вида. Остановка конвейера затронула тысячу автомобилей, которые выпускаются для альянса Renault-Nissan. Вчера вопрос „Ъ“ о том, испытывает ли АвтоВАЗ в настоящее время какие-либо трудности с поставками от ГК «Автокомпонент», в компании оставили без комментариев.
По мнению управляющего партнера EURussia Partners Сергея Бургазлиева, вариантов развития событий в сложившейся ситуации может быть два. «В случае если GM-АвтоВАЗ создал достаточные запасы укомплектованных машин для дилеров и он сможет обеспечить поставку, то на дилерах и потребителях это никак не отразится», — поясняет господин Бургазлиев, добавляя, что в случае если запасов нет, то, конечно, ситуация отразится и на дилерах, и на потребителях. «Как правило, многие западные компании имеют двух поставщиков каждой номенклатуры детали, чтобы в случае проблем с одним подключать другого. На месте GM-АвтоВАЗ я бы сделал так же», — рассуждает Сергей Бургазлиев.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что дальнейшее развитие ситуации «зависит, в первую очередь, от точных причин и глубины случившегося». «Так как стороны не раскрывают подробности, то можно лишь высказывать предположения в данном случае. В первую очередь, все будет зависеть от того, как быстро ситуация будет разрешена. В интересах каждой компании сделать это как можно быстрее, причем не конфликтовать друг с другом, а договориться, учесть интересы партнера. Очевидно, что если на складах компании и у дилеров мало автомобилей, то прекращение поставок может повлиять на показатели продаж, хотя и способно вызвать ажиотаж у покупателей. Понятно, что сейчас почти ничего не известно, но надежда на то, что ситуация разрешится оперативно, сохраняется, а значит, операционные показатели компаний не пострадают, потребители и весь авторынок не заметят этого случая», — считает господин Баранов.