Конституционный суд вступился за апатридов
Миграционный режим признан неконституционным
Конституционный суд (КС) признал нарушением Конституции бессрочное и бесцельное заточение иностранцев и апатридов в спецучреждениях системы МВД при невозможности их выдворения за пределы РФ. КС обязал законодателя незамедлительно внести поправки в КоАП, обеспечив сроки и судебную процедуру освобождения таких лиц, а также рекомендовал предусмотреть для них миграционный статус, чтобы исключить риски повторного задержания. Правозащитники считают решение КС победой.
КС признал неконституционным пробел в КоАП, исключающий возможность освобождения по суду лиц, помещенных в спецучреждения и центры временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ и ЦВСИГ) с целью их выдворения за пределы России, осуществить которое фактически невозможно, до истечения двухлетнего срока давности. Отмены бесцельного заточения добились в КС представители не имеющего гражданства уроженца Грузии Ноэ Мсхиладзе, который с 2015 года содержится в ЦВСИГ Санкт-Петербурга (см. "Ъ" от 6 и 19 апреля), поскольку ни одно государство не согласно выдворяемого принять. По российским законам пребывание в СУВСИГ (условия в которых хуже тюремных) может по истечении срока давности многократно повторяться, превращаясь в бессрочное: выйдя на свободу, подлежащие выдворению лица, которые не могут покинуть Россию (по состоянию здоровья, из-за вооруженных конфликтов, угроз бесчеловечного обращения в их стране, отсутствия транспортного сообщения с ней или возможности восстановить утерянные документы) рискуют быть задержанными снова. В такой ситуации находятся сейчас мигранты из Восточной Украины и Сирии, отмечали в КС представители заявителя адвокаты Ольга Цейтлина и Сергей Голубок.
Как признал КС, нормы КоАП о нарушении миграционного режима не согласуются с Конституцией и позицией Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Изоляция в СУВСИГ фактически является лишением свободы, что требует гарантий защиты от произвола властей, а "непредсказуемое по времени" содержание в спецучреждении придает ему "карательный характер", подтвердил КС, сославшись в этом деле на шесть решений ЕСПЧ, вынесенных по жалобам против России (последнее — 28 марта 2017 года). "Законодательство должно предусматривать эффективную защиту от неправомерного, необоснованного и несоразмерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированного иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами РФ", говорится в решении КС.
При этом помещать выдворяемого в СУВСИГ вовсе не обязательно, отметил КС, и суды должны применять эту меру с учетом всех обстоятельств (включая поведение, состояние здоровья, семейное положение), только если это действительно необходимо. В случае невозможности выдворения необходимо "обеспечить безотлагательный судебный пересмотр вопроса о правомерности содержания под стражей", причем "не только в теории, но и на практике" — например, введением "системы периодических судебных проверок его обоснованности". КС отметил, что "особенно уязвимо" положение лиц без гражданства, которые не могут воспользоваться консульской помощью, "к тому же не ясно, что по истечении двухлетнего срока произойдет с выдворяемым лицом, которое, согласно миграционному законодательству, безусловно, останется нелегалом". Чтобы решить проблему, следует установить конкретные сроки помещения таких лиц в СУВСИГ (по аналогии с депортацией, на которую отводится три месяца) и предусмотреть специальный миграционный статус для апатридов, включая механизм надзора за ними.
Впрочем, это лишь рекомендации КС законодателю, который, согласно решению, обязан "незамедлительно обеспечить эффективный судебный контроль за сроками содержания" в СУВСИГ выдворяемых. До внесения поправок в КоАП власти обязаны предоставлять заточенным в спецучреждениях не позднее чем через три месяца со дня принятия решения об их выдворении право обжаловать в суде незаконность дальнейшего лишения свободы. Дело заявителя должно быть пересмотрено.
"Это большая победа",— считает адвокат Ольга Цейтлина. По ее словам, решение КС может изменить судьбу тысяч "зависших" в СУВСИГ людей, в том числе не имеющего гражданства блогера Виктора Нигматулина: "Несмотря на то что решение о признании его нежелательным лицом до 2025 года отменено, он продолжает сидеть в СУВСИГ, поскольку не было механизма его освобождения". "Это полностью правозащитное решение. КС не только удовлетворил наши требования, но и сформулировал более широкие позиции — о том, что выдворение не должно быть автоматическим, а находясь на свободе, такие лица должны иметь правовой статус, позволяющий им жить не за счет налогоплательщиков, а приносить пользу",— сказал "Ъ" адвокат Сергей Голубок.
Напомним, на прошлой неделе министр юстиции Александр Коновалов заявил, что Минюст не готовит поправки в Уголовный кодекс, рекомендованные КС по делу Ильдара Дадина, поскольку решение КС "внесения поправок не предусматривало". На вопрос "Ъ", не проигнорирует ли законодатель и новые необязательные рекомендации КС по делу Мсхиладзе, судья-докладчик КС Сергей Князев отметил, что в деле Дадина норма была признана конституционной и откорректирована самим КС. Но если власти не отреагируют на все выводы КС о неконституционном регулировании, это не только продемонстрирует их отношение к соблюдению прав человека, но не исключено, что проблема опять будет поставлена перед КС и ЕСПЧ, и тогда рекомендации превратятся в прямое указание, отметил судья.