Иркутским аэропортам не хватает инвестора
Регион просит сохранить бюджетное финансирование
Неопределенность с выбором инвестора для развития авиаузла Иркутска и реконструкции малых аэропортов области привела к тому, что Минтранс РФ и Росавиация предложили лишить проекты бюджетных средств. Но руководство области просит сохранить финансирование этих проектов в транспортной ФЦП, мотивируя это тем, что без помощи Москвы небольшие областные аэропорты рискуют закрыться из-за износа инфраструктуры. При этом поиски инвестора для аэропортового хозяйства, которые власти региона ведут с 2014 года, пока привели только к созданию СП области и «Новапорта» по управлению действующим аэропортом Иркутска.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко и председатель правительства региона Александр Битаров попросили министра транспорта РФ Максима Соколова и главу Росавиации Александра Нерадько сохранить финансирование реконструкции и строительства аэропортов Приангарья. Средства были предусмотрены в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2020 годы)». Но, пишут чиновники, в программу вносятся корректировки, они могут коснуться 60 аэропортов, и из нее могут исключить реконструкцию аэропортов Братска, Бодайбо, Усть-Кута и строительство нового аэропорта Иркутска.
Как сообщили „Ъ“ в министерстве жилищной политики и транспорта Иркутской области, на 2017 год в программе было предусмотрено 1,1 млрд руб. (с учетом софинансирования) на аэропорты Киренска, Братска, Усть-Кута и Бодайбо. Но эти деньги «указывались на бумаге», они постоянно переносились на следующий год. Господа Битаров и Левченко пишут, что в социально значимых аэропортах с
малой интенсивностью полетов есть «острая необходимость реконструкции ВПП, рулежных дорожек, стоянок самолетов, инфраструктуры», а капремонт аэродромов Братска, Бодайбо, Усть-Кута не проводился более 20 лет. Аэродромные покрытия изношены и не полностью соответствуют требованиям безопасности. По словам чиновников, эксплуатация некоторых типов самолетов невозможна или ограничена, и без реконструкции аэропорты могут быть закрыты.
В Минтрансе „Ъ“ сообщили, что письмо «находится в проработке», в Росавиации отказались от комментариев. В Минэкономики „Ъ“ сообщили, что в программе предусмотрены планы реконструкции и строительства аэропортов Братска, Бодайбо, Усть-Кута и Иркутска, но корректировку предложили Минтранс и Росавиация. Минтранс, ссылаясь на ограниченные возможности бюджета и экономическую ситуацию, сообщал, что строительство и реконструкция пройдет в рамках новой ФЦП в последующий период, заявили в Минэкономики.
При этом Иркутская область до этого увязывала развитие малых аэропортов и строительство нового аэропорта Иркутска. В 2014 году имущество действующего аэропорта Иркутска (кроме системы организации воздушного движения) Росимущество передало региону. Тогда же начались поиски частного инвестора, с которым планировалось организовать «совместное управление», и он должен не только построить новый авиаузел, но и получить активы десяти малых аэропортов для реконструкции. Основным претендентом область видела «Новапорт» Романа Троценко, но на эту роль претендовали и другие аэропортовые холдинги. Инвестиции оценивались в 20 млрд руб. (4–5 млрд руб. на строительство дополнительного терминала действующего аэропорта, 15–16 млрд руб.— в новый аэропорт Иркутска). Регион договорился с «Новапортом» о совместном управлении авиаузлом, а в марте Корпорация развития Иркутской области и АО «Новапорт Иркутск» создали АО «Иркутскаэроинвест». В министерстве жилищной политики и транспорта области отметили „Ъ“, что деньги по ФЦП выделяются на условиях софинансирования: если аэропорты будут переданы в управление, а госфинансирование сохранится, то управляющая структура выступит соинвестором. В «Новапорте» отказались от комментариев.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что федеральные власти не ставят под сомнение значимость иркутского авиаузла, но неопределенность с привлечением инвестора, возникшая по вине местных властей, вынуждает откладывать финансирование объектов.