Управление жизнью
Как «умнеют» российские города
Компания Google сделает из Торонто «умный город». Мировой тренд не обошел и Россию: согласно программе «Цифровая экономика», в ближайшие годы в стране должно появиться 50 таких городов. Возможно ли это? Разбиралась Татьяна Гомозова.
При словах «умный город» воображение рисует нечто футуристическое: город мечты, где по улицам ездят — а то и летают — беспилотные автомобили, а все проблемы решаются нажатием одной кнопки в специальном приложении. Когда-нибудь, вероятно, так и будет. Но пока в смарт-сити гораздо больше привычного, чем можно подумать: по сути, это просто использование технологий для повышения качества жизни.
В Бостоне, например, при помощи датчиков на колесах автомобилей собирают информацию для коммунальных служб о дорожных выбоинах. В Лондоне на основе полицейской статистики составили «карту преступлений», с помощью которых удобно выбирать жилье. В Сан-Франциско парковочное приложение показывает водителям ближайшее свободное место. А в техасском городке Мейнер — 7 тыс. жителей — все официальные здания оснащены QR-кодами, что позволяет через смартфон узнавать подробности их работы.
«Умным городом» признана и Москва. В прошлом году компания PwC поставила столицу на второе место в мире после Нью-Йорка в рейтинге Data Driven Cities. В общем зачете город обошел Барселону и Сидней. Новации, которые учитывали эксперты, хорошо всем знакомы, отметил советник руководителя по стратегическим проектам и инновациям столичного департамента информационных технологий Андрей Белозеров. «Парковочная система — одна из лучших в мире. В Нью-Йорке, например, стоят еще до сих пор автоматы, куда люди пытаются запихнуть монетки, а у нас можно оплачивать парковку с мобильного телефона, со смартфона без всяких проблем. Фото- и видеофиксация правонарушений, когда камеры умеют регулировать и смотреть не только скорость движения, но и пересечение стоп-линий, переход по полосам, выезд на выделенную полосу. С точки зрения, например, вовлечения горожан в управление городом, сегодня в Москве проходит один из крупнейших электронных референдумов — голосование в «Активном гражданине» по программе реновации», — перечисляет Белозеров.
Единой концепции, что такое «умный город», пока нет. Идея в том, чтобы сделать город комфортнее, а его экономику — максимально эффективной. У Москвы, прямо скажем, не все гладко — некоторые жители многие новации «умными» не считают. Достаточно вспомнить жалобы на ошибочные штрафы с камер, или историю с «глонассящим» снегоуборщиком.
Между тем, в ближайшие восемь лет опыт планируется значительно расширить — на полсотни городов. Правда, в регионах есть и собственные наработки: в Томске только что решили установить «интеллектуальные светофоры», которые учитывают текущий трафик. В Татарстане компания Cisco развивает проект, который обещает снизить затраты в сфере ЖКХ на 80%, и на 40% — на уличное освещение. В частности, в многоквартирных домах планируется устанавливать комплекс контроллеров, датчиков и приборов учета, который позволяет проводить мониторинг, предотвращать аварии и утечки, точнее рассчитывать стоимость ресурсов и так далее. Пилот по «умной» энергетике проводит на Северном Кавказе компания «Россети» – создает интеллектуальные системы управления, модернизирует существующие подстанции и сети, а также внедряет альтернативные источники электроэнергии.
Для развития и использования «умных» решений нужно только одно, считает эксперт Института региональных исследований и городского планирования Евгения Рыбина: «Основной потенциал, которым должен обладать город, который может развиваться в этом направлении — это все-таки человеческий капитал. Имеется в виду образованное население, достаточно молодое, которое способно двигать этот процесс. Финансы могут быть привлечены, административный ресурс, интерес администрации, местной власти — этот посыл существенно влияет на развитие».
Одним из элементов «умного города» можно считать налаженную обратную связь с его жителями, и в этом смысле в Москве система работает — горожане очень активно реагируют на неполадки, будь то сбой в системе оплаты парковок или массовый переход школ на электронный дневник.
Кроме того, теоретики выделяют целых пять поколений «умных городов», а большинство из них сейчас где-то на первой ступени. Так что, возможно, все еще впереди.