НАТО передислоцирует угрозы
Альянс переключает внимание с России на Афганистан и Ирак
Открывающийся сегодня саммит НАТО в Брюсселе станет первым для президента США Дональда Трампа, премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и президента Франции Эмманюэля Макрона. Глава Белого дома выступит в качестве лидера альянса, который он неоднократно называл устаревшим. В ходе новой встречи НАТО предстоит принять несколько важных решений, касающихся дальнейшей стратегии в Ираке и Афганистане и борьбы с терроризмом в Европе, накануне саммита вновь заявившим о себе терактом в Манчестере. На этом фоне Россия начинает уходить с первого плана повестки.
Саммит НАТО в этом году впервые частично пройдет в новой штаб-квартире — огромном стеклянном здании недалеко от аэропорта Брюсселя, напротив старого комплекса альянса.
Канцлер Германии Ангела Меркель откроет размещенную недалеко от главного входа секцию Берлинской стены, а президент США Дональд Трамп — часть стены Всемирного торгового центра, разрушенного террористами 11 сентября 2001 года. Берлинская стена призвана символизировать роль, которую НАТО сыграло в поддержании мира в Европе в эпоху холодной войны, а американский монумент будет носить название "Мемориал 11 сентября и пятой статьи". Он посвящен не только памяти жертв теракта, но и единственному случаю в истории, когда статья 5 Североатлантического договора (нападение на одного члена альянса приравнивается к нападению на всех) была применена союзниками (с этого началась операция НАТО в Афганистане).
Дональд Трамп привлечет к себе особое внимание: брюссельская полиция ожидает не менее 10 тыс. протестующих. Члены движения Trump not welcome, а также активисты организаций OXFAM и Amnesty International обещали организовать протесты на всем пути кортежа президента США и напротив штаб-квартиры НАТО. Комиссар полиции Брюсселя Илзе Ван де Кеере сообщила, что ожидает провокаций от радикалов, прибывающих из Германии.
Немало поводов для недовольства Дональдом Трампом, пусть и не афишируемого, есть и у официальных представителей НАТО. В ходе предвыборной кампании и после победы на выборах Дональд Трамп неоднократно критиковал НАТО, называя его "устаревшей организацией", которая преувеличивает "российскую угрозу", недостаточно борется с терроризмом и финансово зависит от США. По мнению Дональда Трампа, все страны--члены альянса должны тратить на оборону не менее 2%, как это рекомендует устав организации. В настоящее время из 28 членов альянса этого показателя достигли лишь пять: США, Великобритания, Греция, Эстония и Польша. Помимо этого, как указывает эксперт Института Брукингса Томас Райт, господин Трамп ни разу публично не подтвердил свою приверженность статье 5 Североатлантического договора, и если он не сделает этого на предстоящем саммите, страны Восточной Европы могут воспринять это как сигнал о неготовности США защитить их от гипотетической атаки России.
Впрочем, за последние месяцы члены команды Белого дома постарались сгладить позицию президента США по НАТО. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года вице-президент Майкл Пенс назвал поддержку НАТО "непоколебимым принципом", а министр обороны Джеймс Мэттис охарактеризовал пятую статью как "краеугольный камень" американской стратегии безопасности. Сам Дональд Трамп также смягчил риторику. В апреле на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом он заявил, что "деньги (от других членов альянса.— "Ъ") потекли, и это хорошо". "Я жаловался на это когда-то,— сообщил президент США.— Но они (члены НАТО.— "Ъ") изменились. Они стали бороться с терроризмом, а значит, они больше не устаревшие".
"Российская тема", доминировавшая в повестке НАТО последние два года, начинает отходить на второй план. "Нет, я не ожидаю никаких новых запросов о новых мерах на нашем восточном фланге,— сообщил "Ъ" генсек НАТО Йенс Столтенберг.— Мы вполне удовлетворены тем, как НАТО смогло в кратчайшие сроки увеличить свое присутствие на восточных границах и этим послать России четкий сигнал". К маю руководство альянса смогло определиться с окончательной численностью и составом четырех многонациональных боевых групп под командованием США, Канады, Германии и Великобритании, которые будут размещены в трех странах Балтии и Польше в рамках "Усиленного передового присутствия" НАТО. Каждая из них будет насчитывать от 1100 до 1270 человек и включать отряды от 800 (британский бронетанковый батальон) до 18 (албанская инженерная рота) солдат и офицеров. На службу они заступят в середине лета. Цель — заверить восточных союзников в том, что НАТО надежно защищает их от гипотетической российской угрозы.
Среди других важных тем, которые планируется обсудить на встрече 25 мая,— будет ли НАТО официально вступать в возглавляемую США коалицию стран, борющихся в Сирии и Ираке с "Исламским государством" (запрещено в РФ). Члены организации уже делают это в индивидуальном качестве, но само НАТО в операции "Решительная поддержка" не участвует, хотя и предоставляет самолеты разведки AWACS. Идею о подключении альянса к борьбе с терроризмом в Ираке и Сирии Йенс Столтенберг предложил обсудить после встречи с канцлером Ангелой Меркель 11 мая. В случае положительного решения НАТО "ни при каких условиях не будет принимать участия в боевых действиях", заметил господин Столтенберг, но "пошлет сигнал о политической поддержке и станет платформой для координации союзников". На встрече военных представителей стран альянса 17 мая Франция и Италия усомнились в пользе такого шага, отметив, что он может привести к "подрыву имиджа НАТО среди жителей арабских государств" и "втягиванию альянса в наземную войну".
Важной частью обсуждения станет судьба миссии НАТО в Афганистане. Как стало известно 10 мая, руководство альянса запросило у стран-членов дополнительно несколько тысяч военнослужащих для помощи афганской армии в борьбе с талибами и "Исламским государством". С 2001 по конец 2014 года НАТО было активно вовлечено в боевые операции в Афганистане, но в 2015 году сократило свое участие, сведя его к вспомогательным функциям. В настоящий момент контингент НАТО в стране насчитывает 13 тыс. человек.
Впрочем, Йенс Столтенберг уточнил, что если запрос командования альянса будет одобрен, к боевым операциям НАТО все равно не вернется, продолжая осуществлять миссию по подготовке национальной армии и содействию ее операциям.