КТЗ разгоняется
За полгода концерн выпустит 46 машин
За первые месяцы 2017 года ВЭБу, выделившему почти 6 млрд руб. на восстановление концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), удалось запустить производство: за полугодие концерн сможет выпустить целых 46 единиц дорожно-строительной техники. Но для возвращения доли на рынке КТЗ нужно добиться выпуска 1 тыс. единиц техники в год. При этом вкладываться в производство сельхозтехники и вагонов ВЭБ пока не намерен.
В среду в Чебоксарах на совещании руководителей ВЭБа и КТЗ по стратегии развития гражданского дивизиона концерна представили первые итоги финансового оздоровления. ВЭБ утвердил программу в декабре 2016 года, и, как сообщил концерн, уже удалось стабилизировать производство. По предварительным данным, за январь--май дивизион увеличит выручку на 39%, до 1,4 млрд руб., продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) вырастут на 15%, запчастей и компонентов — на 52%.
С апреля возобновил производство "Промтрактор" (входит в КТЗ, выпускает ДСТ), обеспечив подразделения комплектующими и материалами. ВЭБ уже предоставил гражданскому дивизиону 3,85 млрд руб., в том числе 0,67 млрд руб. на погашение долгов по зарплате, и открыл возобновляемую кредитную линию на 1,9 млрд руб. для пополнения оборотных средств. Зампред ВЭБа Петр Золотарев заявил, что поддержка позволит дивизиону достичь рентабельности уже во второй половине года. По его словам, одна из главных задач КТЗ — "восстановление доверия" к продукции концерна: "Просто заливать финансовыми ресурсами — это как заливать бензин в костер". "Продукция КТЗ высокотехнологичная, техника "Четра" (бренд КТЗ.— "Ъ") имеет прекрасную репутацию за рубежом",— заявил господин Золотарев.
Гендиректор и совладелец КТЗ Альберт Баков отметил, что "для дальнейшей эффективной деятельности необходимо продолжить инвестиции в НИОКР и разработку перспективных образцов импортозамещающей техники". Из материалов презентации к совещанию следует, что "Промтрактор" во втором квартале 2016 года не выпустил ни одной единицы техники, в третьем квартале — 4 единицы, в четвертом — 14 единиц. По итогам двух первых кварталов 2017 года выпуск составит 46 единиц, но, по словам господина Бакова, стоит задача выпуска до 1 тыс. машин в год: "Мы должны выпускать минимум 40-70 машин в месяц, иначе конкуренты займут наше место на рынке". По данным Минпромторга, производство ДСТ в России за январь--апрель выросло на 24%, а в 2016 году доля рынка КТЗ составила около 1%. По мнению министерства, запуск льготной программы лизинга ДСТ, на которую бюджет выделил 2,5 млрд руб., позитивно повлияет на финансово-экономическое положение КТЗ.
В конце 2016 года набсовет ВЭБа согласовал раздел активов КТЗ между госкорпорацией и собственниками концерна Альбертом Баковым и Михаилом Болотиным. ВЭБ получает в собственность военную составляющую концерна и передает ее в управление "Ростеха". Гражданские активы остаются под контролем собственников, но ВЭБ может контролировать ход реструктуризации, назначив представителей в менеджмент. На 1 августа 2016 года долги КТЗ перед банками оценивались в 72,6 млрд руб., крупнейший кредитор — ВЭБ (45,6 млрд руб.). Критическая кредиторская задолженность составляла 8 млрд руб. Выручка КТЗ за 2015 год — 21,87 млрд руб., чистый убыток — 13,66 млрд руб.
Набсовет ВЭБа планирует рассмотреть ход финансового оздоровления гражданского дивизиона в конце июня, сообщил Петр Золотарев, в частности, оценят "достаточность средств для проекта". ВЭБ и акционеры КТЗ фокусируются на гражданском дивизионе (тракторная, землеройная, трубоукладочная и карьерная техника), но не будут участвовать в судьбе вагоностроительных и сельхозмашиностроительных активов, рассказал господин Золотарев. Он также отметил, что ВЭБ не собирается инвестировать в канашский "Промтрактор-Вагон", предприятие будет восстанавливаться с участием "ВЭБ-Лизинга", ВЭБ готов стать поручителем для запуска производства.